Консультация для родителей 3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабос¬лышащих детей раннего возраста


3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего возраста.
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рахманов и др.): 1 стадия – ʼʼшокʼʼ, 2 стадия – ʼʼпониманиеʼʼ, 3 стадия – ʼʼзащитное отрицаниеʼʼ, 4 стадия – ʼʼпринятие глухотыʼʼ, 5 стадия – ʼʼконструктивные действияʼʼ. Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
- полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
- сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
- нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проявляется в избегании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растет опыт и педагогическая культура родителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка. Несмотря на индивидуальные различия детей, у родителей имеются общие задачи воспитания:
- охрана и укрепление здоровья;
- предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии;
- работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка;
- развитие его умственных способностей, памяти, мышления и речи;
- формирование и развитие положительных нравственных качеств;
- воспитание активности и создание условий для развития его творческих способностей.
Главная задача родителей – помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях в условиях болезни раскрыть потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни. Их работа с ребенком складывается из:
- тщательного наблюдения за его развитием (рекомендуется ведение дневника, ʼʼслухового словаряʼʼ и т. п.);
- организации его досуга и отдыха, чтения книг, познавательных игр, прогулок, совместной изобразительной или продуктивной творческой деятельности с предметами, материалами;
- продолжения выполнения начатых в учебно-воспитательном учреждении мероприятий, помощь в организации учебной работы дома;
- специально организованных занятий с ребенком по рекомендации педагога, выполнение его заданий по развитию речи, ознакомлению с окружающим;
- организации речевого общения, развития разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности с использованием слухового аппарата;
- использования жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в ежедневных делах.
Рекомендации родителям ребёнка с нарушением слуха раннего возраста.
Алгоритм действий Содержание
1 Контроль за слухом Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей, особенно в семьях где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха.
2 СлухопротезированиеОдним из главных условий развития ребёнка с нарушением слуха в раннем возрасте является слухопротезирование.
3 Создание слухоречевой среды в семье Подчёркивается необходимость постоянного речевого общения с ребёнком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т.е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребёнка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи.
Речь сопровождает все ситуации ухода за ребёнком: кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые действия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения – так ребёнок быстрее научиться их понимать.
4 Слухо-зрительная основа восприятия речи. Малыш должен всегда видеть лицо говорящего, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребёнка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 метра -так ребёнок будет воспринимать речь на слухозрительной основе.
Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например, название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а так же предъявить на слух, закрыв лицо рукой, либо произнести слово сзади или с боку, чтобы ребёнок не видел губы. В процессе общения с ребёнком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах,; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у-).
5 Работа по общему развитию ребёнка (движения, предметная деятельность, восприятие и т.д.) Необходимо систематическое проведение с ребёнком занятий, в содержание которых включается работа по общему развитию.
Занятия с ребёнком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения и игры по развитию движений, действий с предметами и игрушками, игры и упражнения на развитие восприятия: зрительного, тактильного- двигательного; вибрационной чувствительности; ознакомление с окружающими предметами и явлениями; рисование, лепку, конструирование.
6 Работа по развитию речи и слухового восприятия. Более специфический характер по сравнению общеразвивающими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия. Т.к. она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребёнка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия.
Одним из главных условием проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухоречевой среды, предполагающее постоянное речевое общение с ребёнком.
Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитии способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребёнка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов.
Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребёнка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особо важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее сензитивный период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы.
Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребёнка.
Необходимо учить различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно увеличивается расстояние на котором звучат слова.
7 Формирование произносительной стороны речи Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивая количество слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно ребёнка необходимо знакомить с музыкальными игрушками, учить различать их звучания.
8 Обучение чтению На втором году жизни ребёнка. При условии проведения систематической коррекционно-развивающей работы, в обучении ребёнка с нарушенным слухом кроме устной формы речи начинают использовать письменную форму речи. Она необходима для более точного подкрепления устной речи, раннего обучения чтению. Это поможет ребёнку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас большим количеством слов и фраз.
Желаем успеха.