Методический материал для психологов Сущность семейного воспитания



Сущность семейного воспитания



Содержание:

Основные понятия, сущность

Типы и виды семей.

Семейные взаимоотношения.

IV. Влияние семьи на ребенка.
































I. Основные понятия, сущность
Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. [4, 345]
К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. [4, 345]
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека. [4, 346]
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. [3, 116]
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.
Именно семья признана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
- физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т.п.);
- потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищённость и т.п.);
- потребность в любви и уважении. [3, 116]
Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции. Р.В. Овчарова выделяет следующие:
- хозяйственно-бытовую;
- сексуально-эротическую;
- эмоциональную;
- первичного социального контроля;
- воспитательную;
- духовного и культурного общения. [4, 345]
Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. [4, 346]
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.
Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или «большая», полная или не полная) выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития и главное – нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента является уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который так же в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежностей семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, Их профессии и занимаемые должности, культурного и духовного уровня развития. [2, 38]














II. Типы и виды семей.
Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей.
В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью. Несмотря на миграцию сельского населения в город, сегодня 26% населения в нашей стране живут в сельской местности. В большинстве своем – это жители южных районов России, в Сибири и на Севере преобладает городское население.
Особенность сельской семьи – размеренность её жизни, подчиненной ритмам природы, тяжёлые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жёсткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Ещё сохранились элементы сельской общины, где по-прежнему прочны родственные связи, связи с соседями, наблюдается не приязнь к семьям, стремящимся к обособлению. На селе взрослое и младшее поколения чаще, чем в городе, собираются вместе. Все выше перечисленные факторы определяют то, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет очень большую роль, значительно большую, чем городская.
В результате миграции из села по 3 млн. в год на протяжении десятка лет сельская семья претерпела разительные изменения. Уезжала молодежь, в деревне оставалось старшее поколение. И в тоже время на сельскую семью оказывала влияние часть молодёжи, уехавшая в город. Это сказалось на стремлениях детей из сельских семей, их кругозоре. Происходит разделение сельских семей на «окрестьянившихся» и стремящихся уехать в город.
Городская семья неоднородна, она характеризуется в зависимости, от концентрации населения в городле, от этнической структуры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения.
Так, в малых городах уклад семейной жизни близок к деревенскому: наблюдаются прочные родственные, в том числе брачные связи, социальный контроль за жизнью семьи, наличие почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодёжь. На жизнь семей такого города обычно оказывает влияние деятельность одного-двух заводов. Для жителя небольшого города семья значит многое.
В крупном и среднем городе общение молодого и взрослого поколения семьи изменяется. Школа, производство, культурные центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.
Довольно распространенным типом семьи является семья, состоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской и материнской линиям. Сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью.
Распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей. Функции воспитания и обучения детей, в том числе их социализации, берёт на себя школа или детский сад. В такой семье изменяются, по сравнению с традиционными, семейные роли, жена занята на производстве, хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.
Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи – не старше 5 лет, возраст супругов – не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растёт, преобладающий возраст супругов в них 21 – 24 года.
Неполная семья – семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже – отец. Такая семья – результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Эти семьи обычно живут бедно, доход женщины чаще меньше, чем у мужчины, алименты составляют всего ј зарплаты мужчины. В самом тяжёлом положении находятся семьи, где ребенок рождён вне брака.
Внебрачная семья кроме тяжёлых материальных условий переживает и отрицательное отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязвимы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается, чаще по причине того, что мать отстраняет его.
Семьи в повторном браке – это семьи с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. Подобные браки были редки в XIX в., но в XX в. они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки.
Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти одного из супругов в предшествующем браке. Дети остро переживают потерю отца и матери, и это сазывается на отношениях с отчимом или мачехой.
Семья «маленькая мама». В истории человечества были периоды, когда рождение ребенка женщинами, не достигшими совершеннолетнего возраста, было нормой жизни, «маленькая мама» признавалась обществом, была женой, молодой матерью. В современном обществе появление этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем число несовершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры по социальной защите и помощи им со стороны государства и общества. [1, 43]
Особые проблемы возникают в семье, где воспитываются больные дети. Важно знать психологическую атмосферу в такой семье и отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Такая семья переживает огромные трудности, родители не могут обеспечить больному ребенку подчас даже самого необходимого. Взрослым членам таких семей часто нужна помощь нисколько не меньшая, чем больному ребенку. [1, 50]
Семья, где родители злоупотребляют алкогольными напитками (семья группы риска). Важно учитывать, кто пьет в семье – один или оба родителя, мать или отец. Отец-алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя. Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу. [1, 53]
Своя специфика в семье верующих. Цель христианского воспитания – воспитание сердца, ума и воли. От сердца исходят все помышления человека. Волей ребенка можно управлять, если побуждать в нем веру, надежду и любовь. Началом воспитания является воспитание послушания, борьба со своеволием, баловством и капризами. [1, 60]
Кроме перечисленных выше встречаются следующие типы семей:
- семья беженцев;
- семья военных;
- семья эмигрантов;
- семья опекунов и усыновителей;
- семья студентов;
- семья, где родители вернулись из тюрьмы. [1, 43]
Т.А. Шишковец выделяет следующие типы семей.
По структуре:
Полные семьи
- с одним ребенком;
- многодетные.
2. Неполные семьи
- одинокая мама;
- родители разведены;
- один отец;
- опекун.
По материальной обеспеченности семьи:
- с высоким материальным достатком семьи;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
- Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении (воспитательно-сильная);
- Социально-устойчивая, но не благополучная в воспитательном отношении (а.воспитательно-неустойчивая б.воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними );
- Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении (а.воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой б.воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой);
- Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении (а.маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью б.вступающая в конфликт с законом в.преступная г.психически отягощенная
По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- неустойчивая;
- мнимая;
- конфликтная;
- резко конфликтная;
- потребительская.
По семейной ориентации:
-на деятельность;
-общение;
-самоудовлетворение (эгоистическая). [6, 116]



III. Семейные взаимоотношения.
Семейная роль – одна из важных ролей человека в обществе. Муж, жена, родители (мать, отец), сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка – все это семейные роли. Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семьи. Муж, будучи главой семьи, должен быть сильным, волевым. Жена – нежной, заботливой.
Плохое выполнение или невыполнение своей роли членами семьи приводит к конфликтам. Они чаще происходят в семьях, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями одновременно. Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя множество функций. Например, если женщина – мать, и хозяйка, и воспитатель детей, и сиделка и в то же время наравне с мужем обеспечивает семью материально.
Конфликт может произойти и в том случае, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь можно посоветовать супругам гибкое перераспределение ролей. Конфликты часто возникают и из-за того, что молодая жена не хочет вести хозяйство или рожать детей, или бабушка не хочет нянчиться с внуком. [1, 47]


























IV. Влияние семьи на ребенка.
Главное – это добрые, честные, полные любви и взаимопонимания отношения между всеми членами семьи. Дети тонко чувствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни. А ведь семья – это организм, в котором каждый его член для того, чтобы этот организм нормально функционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений в семье.
Если родители заботятся не только о здоровье детей, но и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды. В каком бы комфорте и богатстве ни вырос физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманистические качества личности, ничего хорошего в мир он не принесёт.
Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведение родителей – играет свою роль в воспитании ребенка.
А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего, самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, т.к. его отношение к себе зависит только от вас».
Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспитание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского домапрекрасное, свежее, воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка не занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители. [1, 49]
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в дошкольном возрасте открывают ему мир.
В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладывают гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приобщает уважать добрые традиции семьи и следовать им. [1,43]
Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающие влияние оказала семья, у 30% - средства массовой информации, только у 20% - школа, у 10% - улица. [1, 43]
Особенности взаимодействия ребенка со своими родными, степень их восприимчивости на поступаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребности во многом определяют его характер формирующихся в первые годы жизни отношений ребенка с людьми. Конечно, не следует думать, что роль эмоциональных связей и привязанностей важно только на ранних этапах развития ребенка. Напротив, отношения в семье продолжают оказывать своё влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функции внутрисемейных отношений меняется, однако их значение никогда не теряется. [5, 164]
Дети, как правило, склонны копировать поведение других детей и чаще всего тех, с которыми оны наиболее близки. Отчасти это сознательное стремление вести себя так же, как другие, отчасти это неосознанное подражание, являющихся одним из процессов идентификации. Следует отметить, что сам выбор той или иной модели поведения, в какой-то мере определяется разнообразием форм поведения, которые ребенок наблюдает среди окружающих его взрослых. На самом простом уровне это проявляется в том, как дети заражаются теми или иными привычками. Они с лёгкостью перенимают от родителей, приятелей, учителей или любых поп-звезд особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение к людям, от которых он зависит и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения.
Роль родительского поведения как модели для подражания важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса так же определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей. Если они реагируют на трудности пассивно замыкаясь в себе или прибегая к неадекватной агрессии, то и ребенок вероятнее всего станет вести себя в подобной ситуации аналогичным образом. Если отец в моменты плохого настроения кричит и ругается то ребенок, исходя из его примера, скорее всего будет вести себя точно так же. Если мать в минуты волнений или напряжения каждый раз ложится в постель с головной болью, то вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности повышается, при этом жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способы преодоления тревоги.
По-видимому, аналогичным влияниям подвержен и стиль межличностных отношений. Единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока моделью близких отношений являются супружеские между родителями. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет их характер отношения к девочкам. Если модель отношения в семье включает в себя нежность, взаимную заботу и уважение, то, скорее всего, этими же качествами будут характеризоваться и поведение сына. Пренебрежительность отца к матери может соответствующим образом сказаться на отношении сына к девочкам.
В этой связи важно отметить, что дети обучаются у родителей определенным способам поведения не только путём усвоения непосредственно сообщаемых им правил (готовые рецепты), но и через наблюдение за существующими моделями взаимоотношений между родителями. Наиболее вероятно, что ребенок будет вести себя так же, как и родители, если рецепт и пример совпадают. Однако нередко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но лгут друг другу, требуют от ребенка сдержанности, а сами дают волю своим чувствам, агрессивны и бесконтрольны. В такой ситуации выбор между родительским предписанием и примером будет зависеть от самых разнообразных обстоятельств, но почти неизбежно у ребенка возникнут обида и протест, если от него будут требовать поведения в соответствии с более высокими стандартами по сравнению с теми, которых реально придерживаются родители.
Нельзя забывать и о том, что ребенок может развить заданную родителями модель поведения до такого состояния, что его поведение окажется для них неприемлемым. Так, подростки, следуя примеру родителей, которые не признают принятых в обществе норм и канонов, развивают протест и нонконформизм до такой степени, что, в конце концов, отвергают даже и то, чем родители все-таки дорожат. Такие дети принимают модель непримиримости и в отношении норм, которые признаются родителями. [5, 166]
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. [7]
Конечно, дети не обязательно принимают именно родительские взгляды и модели поведения. Это зависит как от степени влияния других людей (друзей, учителей, соседей и др.), так и от характера отношений с родителями. Если эти отношения плохие, дети могут вообще отказаться от родительских норм. То же самое может произойти и в случае, если дети замечают, что поведение родителей приводит лишь к возникновению новых осложнений и неудач. Именно поэтому встречаются случаи, когда дети алкоголиков – трезвенники, а дети непьющих родителей становятся заядлыми пьяницами. [5, 166]
Сегодня родители сталкиваются с большими трудностями в воспитании подростка. Ведь большую часть времени подростки находятся под влиянием других людей: школьных учителей, сверстников, соседей и др.
А ведь именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и маленьким детям и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. И не смотря ни на что, он остается ребенком и ему по-прежнему необходимо чувствовать себя любимым своими родителями. Если же у него нет неоспоримых доказательств этой любви, он перестает стремиться лучше и в результате становится неспособным реализовать себя, т.е. выявить свои лучшие качества. [5, 114]

















Список литературы:

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., Академия 2001.
Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М., Педагогическое общество России, 2003.
Методика и технологии работы социального педагога. Учебное пособие. 2-е издание/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., Академия, 2004.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., СФЕРА, 2001
Раттер М. Помощь Трудным детям. – М., Апрель-Экспресс, 1999
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., Вако, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















13PAGE 15


13PAGE 141315