Урок по теме Правописание гласных в корнях с чередованием

Правописание гласных в корнях с чередованием.
Цели: 1. Закреплять знания о правописании гласных в корнях с чередованием -гар- -гор-, -зар- -зор-, -клан- -клон-, -твар- -твор-, -плав- -плов-, -бер- -бир-, -мер- -мир-, -пер- -пир, -тер- -тир-, -стел- -стил-, -блест- -блист-, -раст- -ращ- -рос-, -мак- -мок-, -равн- -ровн-.
2. Развивать умение разбирать слова по составу, закреплять знания об однокоренных словах. Развивать речь учащихся, внимание.
3. Расширять кругозор учащихся, формировать интерес к уроку русского языка. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Оборудование:
1. Пакет слайдов к уроку (включает в себя звуковой диктант и слайд-шоу).
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Разноуровневые задания.

Ход урока:
1. Слово учителя.

- Не случайно сегодня на первом слайде мы видим изображение спортсмена-бегуна и пять олимпийских колец. Тема нашего урока – «Правописание гласных в корнях с чередованием». Но сегодня мы не только вспомним это правило, но и окунемся в атмосферу Олимпийских игр – соревнований, которые вот уже несколько сотен лет собирают тысячи спортсменов и миллионы зрителей.
- Что такое Олимпийские игры, когда и где они появились, в чем их особенность? Послушаем.
2. Индивидуальное сообщение учащегося.
- Олимпийские игры берут свои корни в Античности. На античных Олимпийских играх олимпионики получали венок из оливковых веток. Сейчас победителю вручается золотая медаль. Древние Олимпийские игры проходили пять дней. Первый день посвящался церемониям и жертвоприношениям. Второй и четвертый – состязаниям взрослых атлетов. В третий день соревновались юноши. В пятый, последний день, чествовали победителей. Атлетов-победителей освобождали от налогов, выдавали крупные суммы денег, пожизненно обеспечивали питанием за счет государства.
В древних Олимпийских играх женщинам запрещалось не только участвовать в соревнованиях, но и появляться около Олимпии. Зато соревновались не только спортсмены. Между соревнованиями читались стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли игры в речах. Так выступали философ Сократ, математик Пифагор, историк Геродот.
3. Словарная работа.
- Вспомните уроки литературы. Изучая мифы и легенды Древней Греции, мы говорили с вами о великих богах. Они жили на огромной горе. Как же она называлась?
(Олимп.)

-Что такое олимпиада?
- Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
(Олимпиада – 1. В Древней Греции: промежуток в 4 года между олимпийскими играми.
2. То же, что олимпийские игры.
3. Соревнования, состязания – спортивные, художественные или в области каких-либо знаний.
- Какие символы Олимпиады вы знаете?
(Пять олимпийских колец, олимпийский факел.)
- Почему колец именно пять?
(Пять колец, соединенных вместе – это символ пяти континентов земного шара.)
- Какую роль играет олимпийский огонь?
(Огонь зажигается в начале олимпийских игр и горит во всё время проведения соревнований.)
- Запишите новые для вас словарные слова: Олимпиада, олимпиец.
4. Повторение материала.
- Вспомним правила написания гласных в корнях с чередованием. От чего зависит выбор гласной?
(От ударения, от следующих в корне согласных или стоящих после корня гласных букв, от значения слова.)
- Посмотрите на первую группу корней с чередованием. От чего зависит выбор гласной в корне?
(От ударения. Под ударением пишу корни -гар-, -зор-, без ударения - -гор-, -зар-, -твор-, -клон-.)
- Расскажите о написании корней -раст-, -ращ-, -рос-.
(Перед ст и щ пишу букву А, перед с пишу О.)
- От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием третьей группы: -бер- -бир-, -мер- -мир-, -пер- -пир, -тер- -тир-, -стел- -стил-, -блест- -блист-?
(Если после корня есть суффикс А, то пишется в корне гласная И, если нет суффикса А, то пишется в корне с чередованием буква Е.)
- Как определить написание гласной в корнях -мак- -мок-, -равн- -ровн-?
(«Погружать в жидкость» - пишу А,
«впитывать жидкость, становиться мокрым» - пишу О.
«одинаковый, равный» - пишу А,
«прямой, ровный, гладкий» - пишу О.)
5. Словарная работа.

- Но правило имеет немало исключений. Запишем слова, вспомнив правильное написание:
Отр_сль з_ревать
р_сток з_рянка
Р_стов пл_вец
Р_стислав пл_вчиха
р_стовщик пл_вуны
ск_чок р_внина
ск_чу р_внение
ск_чи р_вняйся

- Ребята, перед вами фотография Галины Кулаковой. Это олимпийская чемпионка. Представляете, эта удивительная женщина, которую знают не только у нас в России, родом из небольшой удмуртской деревушки Степаново, что недалеко от нас. Своим упорством, волей, желанием она достигла большого успеха. И совсем не обязательно родиться в Москве, в Санкт-Петербурге или Париже, главное – желание и воля человека.
- Объясните (устно) написание гласной в корне с чередованием:
Бл__стящий результат, подн__мать штангу, пл__вание в бассейне, ск__кать на коне, исходное пол__жение, выр__внять счет, к__снуться барьера, пл__вец-чемпион.
6. Закрепление материала.
- А сейчас несколько интересных фактов из истории олимпийских игр. Записываем предложения, объясняя написание пропущенных букв.

На Олимпийские игры Древней Греции соб__рались жители всех греческих государств.
В 1892 году француз Пьер де Кубертен впервые изл__жил свою идею о проведении современных Олимпийских игр.
Пл__вец к__сается стенки бассейна в конце каждого отрезка дистанции.
Подняв штангу над головой, спортсмен фиксирует её пол__жением рук.
Во время прыжка спортсменам можно к__саться планки, но если она упадет, то прыжок не засчитывают.
Мужчины т__лкают ядро весом более семи килограммов.
Существуют возр__стные ограничения для участников Олимпиады.
7. Минутка отдыха.
- А сейчас сядьте поудобнее.
(На фоне слайдов, сопровождаемых музыкой, учитель рассказывает об олимпийских чемпионах России.)
- Вот они, герои олимпийских игр, настойчивые, устремленные, здоровые духом и телом. Всё это наши, Российские спортсмены, гордость нашей страны.

8. Цифровой диктант.
- Если в словосочетании есть слово с корнем на чередование и в нем пишется буква А, вы пишите цифру 1, если буква О - цифру 2.
Сильный пл__вец, чемпион из Р__стова, приск__кать первым, р__вняйся на сильнейших, прекл__нить колени, выр__сти сильным, из пол__жения сидя, не к__саться барьера, зар__внять площадку, покл__ниться зрителям, г__рит олимпийский огонь.

- Проверим: 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 2.


9. Звуковой диктант.
* Во время звукового диктанта учитель может проверить цифровой диктант у некоторых учащихся (если не было коллективной проверки).
- Вам предлагается записать словосочетания и выделить корни с чередованием гласных. Словосочетания диктуются два раза.

Замереть от восторга, отпирать замок, замирать от восхищения, приберу в квартире, постелить постель, любоваться расстилавшейся равниной, удирать с места происшествия, удеру без оглядки, излагать мысли вслух, написать изложение, касаться темы, прикоснуться к прошлому, склониться над ручьем
* Учитель в любой момент может остановить диктант, перейдя щелчком мыши на следующий слайд. (Максимальное время – 7 минут.)
10. Вывод.
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?
(Работа по слайду №3).
11. Домашнее задание.
1. Работа с «разноуровневой» карточкой.

















13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



15