Патриотическое воспитание школьников во внеурочное время


Муниципальное образовательное учреждение Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1
Адрес: 155047 г.Тейково, Ивановская обл., ул.Ленинская, д.3 телефоны: 2-23-46 – канцелярия, факс 2-24-62 – директор e-mail:teykovo_school1@mail.ru
_______________________________________________________________________









ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ





Автор: Полякова Татьяна Анатольевна,
учитель истории, заместитель
директора по УМР
Муниципального образовательного
учреждения Муниципальной
средней общеобразовательной
школы № 1 г.Тейково Ивановской обл.








Оглавление.

I.Вступление с.3-4

II.Патриотическое воспитание во внеурочное время.
Глава 1. Патриотизм – основа духовно-нравственного воспитания с.5-6
Глава 2. Воспитание патриотизма через краеведение с.7-11
Глава 3. Великая Отечественная война – источник воспитания
патриотов. с.12-14

III.Заключение с.15-16

IV.Список литературы. с.17







































ВВЕДЕНИЕ.

«Земля помнит, кто жил на ней и что делал. Если дети забудут дела отцов своих и дедов, то земля напомнит. Поэтому человеку нельзя терять родину. Даже мысленноПотеря родины вызывает ощущения сиротства и неприкаянности» (В.Николаев)

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.  Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности,  подчеркнул он,  таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания,  Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
В воспитании россиянина  гражданина и патриота  особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».
Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.




































Глава I. ПАТРИОТИЗМ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сказано: «Патриотизм  чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан  богаче и счастливее. Патриотизм  это источник силы народа.» Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое)
В числе таких требований:
создание (наличие) культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;
создание (наличие) социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;
создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
создание (наличие) эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
создание (наличие) школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей и прародителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;
взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;
взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации;
интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;
направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина.
В нашей школе традиционно особое внимание уделяется воспитанию патриотизма.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё  и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
Наша школа одна из старейших в области. Здесь накоплен большой исторический материал, сохраняются традиции. За многолетнюю историю приобретен достаточный опыт, который при умелом использовании позволит воспитать лучшие человеческие качества: мужество, смелость, честность, справедливость, уважение к старшим.




























Глава II. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край  живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма  глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие  гордость за это.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование  комплексность в краеведческой работе. Воспитание патриотизма через краеведение  это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.
Россия. Родина. Ивановский край
Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить юное поколение любить свою “большую” и “малую” Родину, воспитать у них желание беречь и умножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?
Только создавая целостное представление об окружающем мире, можно воспитать чувство национальной гордости и любовь к своей Родине.
Обязательно должна быть преемственность в получении знаний об Ивановском крае, культурных традициях, прежде всего основанного на краеведческом материале, который способствует формированию исторического самосознания, патриотического воспитания.
Любовь к Отечеству зарождается с малого – с любви к своему дому, улице, городу, краю.
За многовековую историю города и края накоплен достаточный опыт, который при умелом использовании позволит воспитать лучшие человеческие качества: мужество, смелость, честность, справедливость, уважение к старшим.
Принцип нашей краеведческой работы – обучение путем открытий – это актуальная проблема нашего времени. Эту проблему мы решаем двумя путями: 1) исследовательская активность учащихся и 2) самостоятельное приобретение знаний.
Эта работа систематически началась с 90-х годов ХХ века. Именно тогда в школе был введен факультативный курс «Историческое краеведение». Мною были разработаны различные программы преподавания этого предмета: «Историческое краеведение», рассчитанный на 1 и 2 года, «История города Тейкова», «Основы археологии с элементами краеведения».
Разработаны и проводятся различные экскурсии: автобусная «Народные промыслы Ивановской области» (маршрут Тейково-Иваново-Шуя-Палех-Тейково), пешеходные экскурсии по улице Октябрьской и г.Тейково.
Проводится работа и по сбору материала для школьного краеведческого музея, ребята находят и приносят множество интересных экспонатов. Они собираются как фонды. Как только в школе освободится помещение, там будет открыта экспозиция музея.
Учащиеся школы ведут систематическую исследовательскую работу, итогом которой является написание рефератов. Проведение уроков краеведения старшеклассниками в младших классах, экскурсий по экспозиции в кабинете истории. А последние два года успешно проводятся Дни науки, посвященные краеведческим работам.
В своей исследовательской работе учащиеся используют самые разнообразные источники, а именно:
документальные материалы местного школьного краеведческого музея,
археологические экспедиции, местные археологические памятники (Сахтыш),
краеведческую литературу,
областную периодическую печать,
воспоминания участников, очевидцев исторических событий, ветеранов Великой Отечественной войны,
рассказы современников,
встречи с народными умельцами,
интервью,
видеоматериалы,
материалы Ивановского и Владимирского архивов и другие.
При этом школьники используют методы исторического исследования, непосредственного наблюдения, описательный и сравнительно – иллюстрированный, самостоятельный поиск нового, неизвестного материала.
В ученических исследованиях различаются два вида открытий: а) субъективный – открытие истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику (“переоткрытие”) б) объективный – открытие нового, имеющего научно – практическое значение.
Понятно, что научная работа непосильна ученикам. Но их необходимо знакомить с научно-исследовательскими методами познания. Особенность краеведческой работы нашего в нашей школе состоит в том, что и учитель, и учащиеся являются исследователями. При этом реализуется двуединая цель: научная – исследование краеведческого объекта; педагогическая – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе. Ребята пишут очень интересные рефераты.
Региональный компонент наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения краеведческого материала. Такую возможность дает материал при встречах, беседах с местными жителями.
Сахтыш уже несколько десятилетий привлекает внимание археологов и историков. На протяжении 5-ти лет ученики нашей школы выезжали в составе археологической экспедиции Плесского музея-заповедника под руководством П.Н.Травкина на раскопки в г.Плес и 2-х лет на р.Койка (Сахтыш) . Все найденные предметы находятся в разделе “Археология”, оформлены альбомы.
Деньги Они манят к себе во все века и времена человека, без знаний истории финансов, мифологии, фалеристики, геральдики немыслимо изучение нумизматического материала. Данный материал всегда вызывает особый интерес учащихся всех возрастов. Вот, чтобы у нас не был беспредметный разговор, и собирается материал (деньги, медали)
Красноречивой летописью нашего города Тейково, воплощенной в строительном материале и архитектурных формах, являются здания знаменитых людей, которые на протяжении многих веков были центром градостроительства. Фотовыставки, специально разработанные экскурсии (несколько вариантов) знакомят наших учеников с архитектурным творением рук человеческих.
Мы много путешествуем по историческим местам Ивановской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей. За последние годы мной организованы поездки:
Ивановская область – Иваново, Плес, Заволжск, Палех
Владимирская область – Владимир, Суздаль
Ярославская область – Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский
Костромская область – Кострома, Щелыково
В учебно-воспитательном процессе материал “Шагая по дорогам боевой славы”, воспитывает любовь и уважение героическому прошлому нашего города и края.
Работа с историческими источниками.
Работа по сбору материалов для школьного краеведческого музея напрямую связана не только с внеурочной деятельностью, но и с основным учебно-познавательным процессом.
Изучая, исследуя историю своего края, собирая по крупицам материал вместе с учениками и их родителями, в настоящее время собраны в школе подлинные документы и копии, вещи, относящиеся к различным эпохам истории Отечества, характеризующие становление и развитие Ивановской области.
Эти исторические документы учителя используют при подготовке к Единому Государственному экзамену по истории Отечества.
При подготовке к Единому Государственному экзамену необходимо обратить внимание на особенности исторических знаний. В отличие от других научных дисциплин история имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с тем, что было раньше. Важнейшее место в историческом познании занимает реконструкция прошлого. В основе воссоздаваемой исторической картины лежит информация о конкретных событиях – их времени, месте, участниках и т.д.
На уроках и во внеклассной работе учащиеся по этим документам и копиям учатся описывать исторические события и объекты, сопоставляют версии, анализируют происходящее в стране и в крае.
Перед учащимися ставится задача: на основе текста и иллюстраций составить описание события, отображенного в документе.
Ученики отвечают на вопросы. Затем делают вывод.
Учащимся предлагается стать участниками этих событий и заполнить таблицу. В основе этой работы конкретно отражена связь истории России с историей родного края.
Такая работа помогает учащимся подготовиться к заданиям повышенного уровня Единого Государственного экзамена, которые представляют собой серию вопросов для анализа исторического источника.
Первый из вопросов, как правило, предполагает определение времени, места описываемых событий, указание автора документа и т.д.
Второй вопрос направлен на выяснение исторических обстоятельств, сущности и значимости событий.
Третий вопрос чаще всего связан с выявлением позиций участников событий или указанием того, чем они завершились.
В этом случае необходимо привлечь общие, контекстные знания, полученные при изучении курса истории Отечества.
Таким образом, решается двуединая задача: на основе местного документа закрепляются и применяются знания Отечественной истории.
Развитию данного направления способствует и спецкурс «История славян», который преподается в нашей школе. Здесь, изучая историю славян, для ребят открывается большое поле для творческой деятельности. Они выполняют большое количество творческих работ. Например, изучая тему «Деревья». Учащиеся пишут рассказы о деревьях, их свойствах и делают из них поделки. При изучении темы «Жилища» они изготовили из подручного материала поделки домов.
Руководителем самостоятельной работы ребенка может выступить не только учитель, но и любой компетентный специалист в его области исследования, в том числе и родитель. Поэтому одним из результатов деятельности творческой группы мы ожидаем изменение взаимоотношений между семьей и школой. Родители, втянутые в деятельность, из контролеров качества образования становятся основными заказчиками образования, ответственными за выбор своими детьми темы самостоятельной познавательной деятельности, ее освоения, оформления, презентации; переживают ситуацию успешности, тем самым непосредственно влияя на атмосферу нравственной среды воспитанников.
У педагогов школы – руководителей работ в деятельности повышается компетентность в создании образовательной среды, дающей каждому ученику найти в обучении индивидуальный, личностный смысл; они учатся использовать многообразные образовательные траектории учеников и осваивают демократические способы управления различными видами познавательной деятельности.
Школьное историческое краеведение включает в себя несколько направлений:
история города;
история школы;
«Моя родословная»;
«Чтобы помнили».
«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери» (Г. Бакланов). Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.
В своей исследовательской работе учащиеся используют самые разнообразные источники, а именно: документальные материалы местного школьного краеведческого музея, археологические экспедиции, местные археологические памятники (Сахтыш), краеведческую литературу, областную периодическую печать, воспоминания участников, очевидцев исторических событий, ветеранов Великой Отечественной войны, рассказы современников, встречи с народными умельцами, интервью, видеоматериалы, материалы Ивановского и Владимирского архивов и другие.
Практический выход:
Социально-значимые проекты:
«Я – гражданин России»
«Чтобы помнили»
«Вахта памяти»
«Ветеран живет рядом»
Публикации в периодической печати:
Школьная газета «Alma mater»
Городская газета «Наше время»
«1 сентября»
Выставки, стенды, лекции, презентации
А главное – воспитываем патриотов России, любящих свою Родину, социально активных.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления  знания  умения  деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:
представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее;
деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны  это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слеты, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально  психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
В последние годы заметно повысился интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается, на мой взгляд, несколькими факторами:
- растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины патриотического воспитания школьников;
- стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;
- поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.




















Глава III. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ИСТОЧНИК ПАТРИОТИЗМА.

Уходящие годы делают данью истории многие события. Но не меркнущим остаётся в веках подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, потому что он отстоял не только за независимость всей Родины, но и спас мир от коричневой чумы фашизма.
Не всем довелось вернуться домой с поля боя память о тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя счастья других, жива в сердцах людей. Родина их не забыла.

Вам в этой битве жребий пал суровый –
Горячей кровью землю оросить.
Спасибо вам от солнца золотого,
Его враги хотели погасить.
Вы путь врагу отважно преградили,
Вы сквозь огонь победу пронесли.
Спасибо вам от тех, кого любили,
От тех, кого жалели и спасли!

Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.
Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родене. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея своей жизни, Отечество от врагов.
Великая Отечественная война не последние событие в истории нашего государства. Сколько бы не было сказано слов и выражено мнений ясно одно, что это время было тяжелым и страшным, но ни один человек не отказался от своего долга, наоборот, мужчины, не дожидаясь повестки, шли в военкомат, что бы их немедленно отправили на фронт.
Весь русский народ встал на защиту своей Родины. Но и Тейково не осталось в стороне и внесло свою лепту в исходе войны, а более того многие учителя и ученики средней школы №1 участвовали в боевых действиях не только в самом Тейкове, но и в осаде Ленинграда, копая окопы и учась через день (примером может служить Галя Константинова).
В этом году я стала участником Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» с программой «И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова»
В 2010 г. исполнилось 65 лет со дня Великой Победы и 69 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а осенью, 69 лет назад, началось одно из решающих сражений той войны – Московская битва, в которой враг потерпел первое значительное поражение во Второй мировой войне.
Поэтому первого сентября уроки начались с занятия по теме «И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова», посвященной этому знаменательному событию. Эту тему нужно рассматривать не только в связи с проведением урока 1 сентября, но и в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому в течение всего учебного года этой теме будет уделено достаточно много внимания.
Обращение к отдельным эпизодам истории Великой Отечественной войны 1941–1945гг. особенно важно для формирования самосознания учащихся, поскольку:
именно в трудные периоды нашей истории проявляются лучшие черты народа, раскрываются возможности единения в многонациональном государстве;
победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости, самоотверженности советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и близким, своей Родине;
решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории.
Важнейшая цель первого урока – воспитательная. Именно на таких занятиях, в первую очередь, реализуется основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны. Ведь история – это, прежде всего, уважение к предкам, проявление души народа, его золотой запас. Это и боль за свою Отчизну в минуты ее страдания, и гордость в минуты великих побед. Тогда не вырастут наши дети «Иванами, не помнящими родства», а будут любить семью, родной город, Родину. А значит, будут любить свою историю.
Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.
Важно, чтобы учащиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу, несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у учащихся образ военной Москвы, показать столицу того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».
Важнейшей задачей рассмотрения Московской битвы, Москвы военной является обращение учащихся к истории своей семьи, которая (таковы реалии прошлого нашего народа) обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.
Методическими условиями успешного проведения занятия являются:
Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в обороне Москвы местных жителей, рассказ о Московской битве, Москве времен Великой Отечественной войны.
Возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.).
Приглашение на урок ветеранов Великой Отечественной войны – участников Московской битвы и трудового фронта времен войны.
Использование социокультурных возможностей при проведении занятия.
Формирование (уточнение) совместно учащимися и учителем, ведущим урок, планов работы класса по программе празднования разгрома фашистских войск под Москвой, ориентация школьников на активные формы работы по этому направлению.
Максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей.
Следует обратить внимание на то, чтобы первый урок нового учебного года, посвященный битве под Москвой, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию школьниками себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.
Это не единственный способ использовать страницы Великой Отечественной войны для воспитания патриота. У нас в школе накоплен определенный материал по выпускникам школы-участникам войны. Мы с ребятами составили списки, беседовали с родственниками, самими ветеранами, собрали фотографии и доступный материал. Все это оформлено в альбомы, которые используются на классных часах.
Наша школа проводила множество встреч с ветеранами, одной из которых стала памятная встреча учащихся с ветеранами войны, воинами 114й стрелковой дивизии, которая формировалась в августе 1944 года в микрорайоне школы, во главе с генерал-майором Ивановым Василием Поликарповичем.
Ветеранов торжественно встречали у школы, с плакатами и цветами. У всех было приподнятое, праздничное настроение.

Встречу ждали все: и учителя, и ученики. Наконец Вот они, кому мы обязаны жизнью, - убелённые сединами, но мужественные и сильные по прежнему.
Не стареют душой ветераны
ветераны второй мировой.
Смотреть фильмы и читать книги о героях войны - это одно, слушать о войне от самих ветеранов – это совсем другое!
Ученики средней школы №1 провели для всех гостей концерт художественной самодеятельности. На лицах


ветеранов, учителей и учащихся улыбки.
Но не только ребята удивляли гостей своим выступлением, а так же и сами ветераны провели беседы, поделились воспоминаниями и пережитыми впечатлениями. Встреча была настолько насыщенной и интересной, что запомнилась каждому её участнику. И это не первая и не последняя встреча в истории МСОШ№1.
Народ не забывает о том подвиге, который совершил русский народ. Этому доказательства возведённые памятники в Тейкове и в Тейковском районе, их насчитывается 25: в г. Тейково (2), в посёлках: Нерль (4), Н-Леушино, Морозово и во многих других посёлках и селениях.
Ежегодно, в День Победы, чтя память погибших земляков, жители города и района собираются у обелисков на торжественно-траурные мероприятия.
Звучит траурная музыка И перед каждым из тех, кто постарше, в память вновь и вновь оживают лица близких людей, погибших на фронте. Снова и снова вспоминаются им дни напряжённого труда на колхозном поле и у фабричных станков. А женщинам вспоминаются ещё и детские глаза, внимательно смотрящие на мать, надеющиеся, что сегодня она, может быть, сможет накормить их досыта. У многих на глазах слёзы
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память горькую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!»
Открыт в городе Тейково 9 мая 1967 года, воздвигнут в честь тейковчан, павших в Борьбе с врагами за свободу и независимость нашей Родины в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.
Другой же памятник установлен вскоре после окончания Великой Отечественной Войны на военном кладбище №1 на могилах солдат и офицеров, умерших от ран в госпиталях города Тейково.
И сейчас мы не забываем о ветеранах. МСОШ№1 проводит различные мероприятия и акции. 9 мая наша школа возлагает венки к монументу и участвует в шествиях. Так же у нас в школе создан уголок памяти Великой Отечественной войне, в нём перечислены имена погибших и участвующих в войне тейковчан. Ученики нашей школы помогают ветеранам справляться с домашним хозяйством. И я думаю, они это заслужили, даже не тем что они выиграли эту войну, а тем, что они пережили, что потеряли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.
Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, краеведение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению. И не случайно наша школа уделяет такое большое внимание патриотическому воспитанию, социальным программам. Кто воспитает достойное будущее Великой России, если не мы?
 Сложность преподавания региональной истории во многом объясняется тем, что процесс переосмысления преподавания региональной истории как в исторической науке, так и в педагогике только разворачивается и далек до завершения.
Региональные компоненты не ограничиваются историей, здесь взаимодействуют историко-культурные, природно-географические, социально-экономические, гражданско-правовые аспекты, что позволяет ставить и решать широкий круг задач в сфере образования, развития и социализации учащихся, в связи с чем важную роль играет отбор собственно исторического материала.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.
Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств».









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Закон «Об образовании».
2.Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008г.
3.Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. Доклад.
4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
5. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1: Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой.  М., 1998. 
6.Стандарт общего образования: Концепция государственных стандартов общего образования / Рос. акад. образования.  М., 2006. 
7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2005 № АФ-59/03 «О решении совещания «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана».  8.Приложение к письму Минобрнауки России от 17.03.2005 г. № АФ-59/03 «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана (решение совещания)».
9.Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания.  М., 2000. 
10.Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: Проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования / О. Ю. Стрелова.  М., 2001.
11. Изучение региональной истории в школе // Историческое образование в современной школе / Глав. ред. Е. Е. Вяземский.  М., 2004.
12.Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность // Известия (московский выпуск).  2007.  19 июня.
13.Вяземский Е.Е. Конференция под эгидой Совета Европы в Санкт-Петербурге // Преподавание истории и обществознания в школе.  2006.  № 10.
14.Вяземский Е.Е. Итоговая конференция по проекту Совета Европы // Преподавание истории и обществознания в школе.  2007.  № 2. 
15.Горьковская З.П., Чекалина Е.А. Детские актуальности, инициирующие коммуникативное содержание урока // Перспективы исторического и культурологического образования в вузе и школе: теория и практика. Материалы научно-практической конференции.  Новосибирск, 2006.
16.Степашко Л.А. «Человекообразующая» функция образования. Региональный аспект // Теоретико-методологические проблемы разработки содержания национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего среднего образования / Под ред. Л. А. Степашко.  М., 2000.
 Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008г.
 Там же.
 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. Доклад
 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
 См. Приложение № 1.
 См. Приложение № 2.
 См. Приложение № 3.
 См. Приложение № 4.
 См. Приложение № 5.
 См. Приложение № 6.
 См. Приложение № 7.
 См. Приложение № 8.
 См. Приложение № 9.
 См. Приложение № 10.









13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 715