Педагогический проект «Патриотизм как нравственная основа жизнеспособности государства»


Педагогический проект
«Патриотизм как нравственная основа жизнеспособности государства»

У каждого поколения могут быть свои идеалы. У моего - свои, у вашего - другиеЖалко то поколение, у которого нет никаких.
В.О. Ключевский

Проблемный анализ
В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов. Современному обществу нужен человек, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Согласно принципам гуманистического характера образования, сформулированным в Федеральном Законе «Об образовании», социальный заказ государства на воспитание человека следующий: образованный, нравственный, способный к сотрудничеству, обладающий чувством ответственности за судьбу страны. Кроме того, любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
К сожалению, в последние годы, в период глубоких социальных перемен в жизни нашего общества, материальные ценности и прагматические интересы оказались выше духовных и нравственных.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества перед образованием в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважение к старшим и сверстникам, к культуре и традициям других народов.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа.
Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему Отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те чувства, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Я думаю, что мы должны использовать любую возможность, чтобы формировать у детей патриотическое сознание и гражданское поведение. На уроках истории такая работа ведется при изучении практически любой темы. Но еще большие возможности появляются во внеклассной деятельности.
В год празднования 65-летия Победы необходимо активизировать работу в этом направлении. Литература о Великой Отечественной войне, фильмы, телевизионные передачи, уроки истории обладают огромной воспитательной силой, формирующей патриотическое сознание народа, поднимают на невиданную высоту проблемы ответственности человека, его долга, его обязанности сохранять верность высоким нравственным идеалам перед лицом самых жестоких обстоятельств, даже перед смертью.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Цель проекта:
Необходимо в рамках празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне создать наиболее благоприятные условий для гражданского и патриотического становления учащихся, формирования патриотического сознания и гражданского поведения; выстроить воспитательное пространство на основе взаимодействия и партнерства.
Методические задачи проекта:
расширение знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны, воспитание уважения, чувства долга к людям той эпохи;
развитие у учащихся социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
развитие познавательной активности, критического мышления; умение видеть проблему и намечать пути её решения;
повышение профессионального уровня и педагогической культуры учителей школы на основе над – и метапредметности.
Дидактические задачи:
формирование информационной, политической, социальной компетентностей;
формирование единой воспитательной позиции по гражданскому, патриотическому воспитанию;
формирование патриотического сознания и гражданского поведения;
формирование правовой культуры и гражданского сознания;
формирование коммуникативной культуры;
формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности;
формирование опыта социально-значимой деятельности.
Гипотеза проекта
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Определение проекта
Особенности проекта:
по характеру результата - продукционный;
по типу деятельности - информационный проект, так как и исходные, и готовые материалы являются продуктами информационных процессов;
по профилю знаний – межпредметный.
по уровню контактов - внутришкольный,
по количеству участников – групповой (всего над проектом работало 5 творческих групп);
по продолжительности – в течение учебного года.
Основные принципы реализации проекта:
Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.
Принцип создания творческой атмосферы, взаимного доверия и уважения, сотрудничества: педагоги не только транслируют образцы критичности мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.
Принцип саморазвития: создание условий для проявления у всех участников образовательного процесса установки на осознание ценности и значимости совместных усилий.
Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
Принцип самоопределения: осознание себя и своего образовательного учреждения как уникального и особенного, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деятельности.
Объект проекта: процесс формирования гражданской ответственности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Предмет проекта: содержание и технологии формирования патриотического сознания и гражданского поведения, обеспечивающих готовность молодых людей самостоятельно принимать решения, способность к сотрудничеству, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
Информационное описание проекта
Концепцией модернизации Российского образования определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Проектируемая на данной основе работа должна будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях
Я считаю, что роль педагога в Проекте - направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка.
Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Открытие нового под руководством учителя (опыт учителя, его ценностно-культурная компетентность, выступают в роли путеводной звезды) должно проходить следующие стадии развития:
- стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события и т.д. На данном этапе роль учителя заключается в создании яркого, загадочного образа; - стадия проблематизации - открыватель узнает о собственном знании и незнании (данная стадия является переходной, именно здесь образ представляется проблемой, которую надо разрешить); - поиск методов разрешения проблемы (позже эти методы станут собственностью открывателя, именно им он будет искать место в обыденности). Роль учителя на данной стадии - показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предоставит учитель на этом этапе, тем больше выбора будет у открывателя в будущем; - в процессе исследования возникают новые образы – незнание трансформируется в знание, открывая новое незнание. Здесь роль учителя совпадает с ролью первой стадии - создании яркого, загадочного образа нового незнания.
В данной схеме чётко прослеживается переход от дифференцированного знания к интегрированному, от образного к теоретическому. Отсутствие перехода порождает мозаичность знаний без возможного их практического применения.
Основные направления работы над проектом
Акция «Картотека войны».
Летопись войны в лицах земляков.
Духовно-нравственные истоки Победы.
Информационно-наглядное сопровождение этапов празднования 65-й годовщины Победы.
Путешествие во времени «Мы – наследники Победы»
Работа над проектом шла поэтапно.

Этапы проекта
Первый этап.
Формирование рабочих групп:
изучение и анализ текста проекта;
создание рабочих групп.

Второй этап.
Творческая учебно-исследовательская деятельность:
организация совместной творческой деятельности учителей и учащихся;
работа творческих групп по свои направлениям .

Третий этап.
Практическое применение полученных результатов:
использование созданных банков данных, исследовательских работ, презентаций, других полученных материалов в работе образовательного учреждения;
участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности.

Для работы над проектом было создано 5 разновозрастных рабочих творческих групп. Учащиеся 5-7 классов могут хорошо выполнять работу по сбору данных, необходимого материала, начиная с 8 класса у детей начинают формироваться навыки по обработке информации (исследовательская работа, создание презентаций, обработка информации различного вида, творческая созидательная работа).



1-я творческая группа
Направление
Акция «Картотека войны»
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Ответственные, исполнители
Сроки

Сбор и уточнение данных

Обработка собранных данных

Оформление картотеки
Заседание школьных объединений

Создание банка данных «Картотека войны» с целью использования этого материала для исследовательских работ, презентаций, уроков краеведения и других мероприятий
Редькина Е.И., вожатая
Давыдова В.А., вожатая
Жирова Н.В., соц. педагог
Учащиеся 5-9 классов

Ноябрь 2009-апрель 2010г.

2-я творческая группа
Направление
«Летопись войны в лицах земляков»
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Ответственные, исполнители
Сроки

Сбор аудио-, видео-, фотоматериалов о земляках – фронтовиках и работниках тыла

Систематизация и оформление собранных материалов

Создание презентаций, фото- и аудиоальбомов, исследовательских работ
Участие в конкурсах исследовательских работ, конференциях с использованием созданных материалов.

Проведение уроков мужества, классных часов, уроков краеведения с использованием созданных материалов.
Евдакова Л.Г., учитель географии
Посохова О.И., учитель русского языка и литературы
Учащиеся 5-11 классов
Октябрь 2009-
май 2010г.

3-я творческая группа
Направление
«Духовно-нравственные истоки Победы»
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Ответственные, исполнители
Сроки

Изучение писем и дневников участника войны Е.В.Лапшина

Знакомство и анализ произведений литературы, поднимавшими боевой дух солдат

Инсценирование песен, посвященных ВОВ

Изучение влияния идеологии партии на патриотические чувства советских граждан
Проведение круглых столов, дискуссий, участие в конкурсах с исследовательскими работами

Проведение конкурса инсценирования военной песни

Проведение уроков мужества, классных часов с привлечением созданных материалов
Боровикова А.Н., Бузова В.В.
учителя истории,
Ноябрь 2009-апрель 2010г.


4-я творческая группа
Направление
«Информационно-наглядное сопровождение этапов празднования 65-й годовщины Победы»
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Ответственные, исполнители
Сроки

Оформление стенда «65 лет Великой Победы»

Выпуск календаря «До Дня Победы осталось»

Выпуск информационных листовок «Это гордое слово Победа» и поздравлений жителям микрорайона и села

Подготовка информационных минуток «Этот день мы приближали как могли»

Конкурс рисунка «Мир, завоеванный в битвах» (1-4 кл.)

Подготовка рубрики школьных теленовостей «Навстречу 65-летию Победы»

Проведение информационных минут, классных часов с использованием созданных материалов.
Ознакомление большого количества учеников с событиями ВОВ.

Вовлечение детей в творческую работу, приносящую социально значимые результаты.


Лушникова О.В., учитель изобразительного искусства
Бузова В.В., учитель истории
Бочкарева Л.Г.,
Войтенкова Н.А., работник центра социального обслуживания населения
Учащиеся 1-11 классов
Ноябрь 2009 –
май 2010г.


5-я творческая группа
Направление
«Путешествие во времени «Мы – наследники Победы»
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Ответственные, исполнители
Сроки

Уточнение данных об участниках боевых действий (сбор и подтверждение информации)

Переписка с военнослужащими

Оформление собранного материала

Изготовление макета «Пост №1»

Организация мероприятия «Встреча поколений»
Организация работы с военкоматом

Общение средствами переписки детей школы с военнослужащими

Банк данных информации о военнослужащих
Проведение мероприятия «Встреча поколений»
Лясковский В.С., учитель ОБЖ
Скворцова С.А., учитель истории
Учащиеся 5-8 классов, члены школьного объединение «Патриот» кадетский класс
Октябрь 2009 –
май 2010г.


Критерии оценки ожидаемых результатов
Оценить результативность реализации проекта, я считаю, можно на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
уважение к людям, совершавшим военные и трудовые подвиги;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
Количественные параметры:
включение каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации проекта ожидается следующее:
Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.
Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания большинства детей, педагогов, родителей.
Развитие творческих способностей учащихся образовательного учреждения.
Формирование активной жизненной позиции.
Знание и соблюдение норм правового государства.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
При этом формируются следующие ключевые надпредметные образовательные компетентности детей:
Ценностно-смысловые компетентности связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательная компетентность включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационная компетентность формирует умения самостоятельно искать, анализировать и критически отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетентность обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, сетевое взаимодействие, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Компетентность личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами рефлексии, что выразится в его стремлении к непрерывному самопознанию, развитию необходимых современному человеку личностных качеств, формированию психологической грамотности, культуры мышления и поведения.














Использованная литература
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.








Заголовок 1 Заголовок 415