Лингвистическая игра Страна Лингвистика (5-7 классы)









Разработка игровой программы:
«В стране Лингвистике»
































Цель – воспитание интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся
1. Вступительное слово
– Наша встреча посвящена русскому языку, страна Лингвистика приоткроет нам страницы истории нашего языка, покажет его богатство и красоту, поможет вспомнить то, что уже известно, и узнать то, что осталось за страницами учебника.
А.Н. Толстой сказал замечательные слова о красоте русского языка – “ яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песни над колыбелью, певучего и богатого”. Чтобы он был таким у вас, надо его изучать, бережно к нему относиться и любить.
“Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку”, – говорил другой
наш писатель К.Г.Паустовский.

2. Конкурс «Придумай название команды»
Предлагаются буквы. Из них нужно придумать название команды, связанное с лингвистикой.

3. Конкурс «Разминка»
а) Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый, злой. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), Например: красивый человек – красавец.
б) Задание: закончить пословицу:
Кто много читает(тот много знает)
Не спеши языком(торопись делом)
Не тот друг, кто медком мажет(а тот, кто правду скажет) 
Не красна изба углами(красна пирогами)
Чем дальше в лес(тем больше дров)
Друзья познаются (в беде)  
в) Задание: отгадай слово. 
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(Расписка.) 
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(Завязка.) 

4. Конкурс «Капитаны»
Задание письменное «В две колонны становись!» 
Предлагаются карточки со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.
Распределить в две колоннки:1 - родственными слову ВОДА, вторая - ВОДИТЬ. 
Задание устное «Шла Саша по шоссе»
Предлагается скороговорка (кто лучше и быстрее прочитает)
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

5. Рекламная пауза
Ассистент представляет выставку книг, занимательно рассказывающих о русском языке, приглашает в библиотеку.

6. Блицконкурс. “Мозаика вопросов по разным разделам науки о языке”
Кого из ученых, внесших вклад в развитие русского языка, вы знаете? Название какой единственной в мире национальности является именем прилагательным? (Русский)
Как назывались древнейшие славянские азбуки? (Глаголица и кириллица)
Когда был создан первый русский букварь? (В 1634 г. Составил его патриарший дьяк) Василий Бурцов. Полное название книги “Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям”)
Что означает слово Букварь? (Букварь значит “содержащий буквы”, суффикс –арь имеет значение “включающий в себя”)
Каких древнерусских букв нет в современном русском алфавите? (Ер, ерь, фита, юс и др.)
Кто ввел прописные и строчные буквы? (Петр Первый) Ассистенты дают справку “Из истории алфавита”, дополняя ответы.
Произнесите правильно слова на карточках: звонит, договор, квартал. ( Ударение на последнем слоге)
Чем отличаются глаголы во фразах: поласкать собаку, полоскать белье? (Правописанием и значением корней: поласкать – ласка, полоскать – полощет)
Как называются такие слова? (Омофоны)
Как образовалось слово колобок? (Коло – круглый)
Что означают выражения: “не солоно хлебавши”, “как зеницу ока”, “первая ласточка”? ( Ни с чем; тщательно; раннее проявление чего-либо)
Какое местоимение является спортивным термином? (Ничья)
Какие местоимения, в одном собравшись слове, твердят чистоте рук? (Вы-мы-ты)
В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)

7. Экскурсия в историю языка
Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак “Не спроста и не спустя слово молвится” говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят
1. “Их не разольешь водой” о людях, которые очень дружны между собой.
Вопрос: откуда пошло это выражение?
По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.
2. Я хочу сейчас обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.
Вопрос: что означает это выражение?
Бездельничать.
Громко смеяться.
Сидеть, нога на ногу.
(Баклуши чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши бездельничать.)
3. Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.
Вопрос: какое это выражение?
(Взялся за гуж – не говори, что не дюж).
4. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение “засучив рукава”, что значит “усердно приняться за работу”.
Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?
Задрал нос.
Сел в калошу.
Спустя рукава.
5. Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Значение этого выражения “делать что-то очень медленно”.
Вопрос: что такое канитель?
Грустная песня.
Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.
Золотые нити.
(В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить “тянуть канитель”, т. е. медлить, мешкать).
6. Вы, наверное, хорошо помните строки из песенки: “к сожаленью, день рожденья только раз в году”.
Вопрос: а захотели ли бы вы иметь дело с человеком, у которого семь пятниц на неделе? Почему?
(Так можно сказать о человеке, который часто меняет свои решения, т. е. очень ненадежный).
7. “Зарыть талант в землю”. Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу.
Вопрос: что такое талант?
(Талант в древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию, один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл талант в землю, за что и был наказан своим хозяином).
8. Какими качествами должны обладать команды, чтобы победить? Т. е. у нас сейчас развернулась самая настоящая борьба, борьба за победу. Так и у наших предков суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся еще лицом к лицу с жизнью.
Вопрос: как называли малолетнего человека древние русичи?
(Его называли ребенок, первоначально “робенок”, от слова “робкий, несмелый”).

8. Конкурс «Грамотей»
Вставьте пропущенные буквы.
Мне ра(с, сс)казали (не)давно историю о елк.., посаж...ной в одном московском дворе.
Жильц.., в..ехавшие в новый дом, пос..дили голубую серебристую ель. Она стала гордостью всего дома, его ук.р..шением.
И вот однажды, перед (Н, н)овым годом, елку кто(то) срубил. Срубил не(у)корня, а з..брал юн..ую пушистую в..рхушку. Изуродова..ное дерево ст..яло во дворе, бе(з, с)помощно ра(з, с)пластав оставш..ся нижн.. ветви. Люди долго см..трели на ель, (нс)веря своим глазам. См..трели с болью, содр..ганием, гневом.
На следу..щий день жильц.. пр..крепили к дереву таб..лич..ку: «Памятник подлецу, который под (Н, н)овый год срубил эту елку.
Человек, убивш..й дерево, проход..т, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как м..лчаливый укор сов..сти, напоминает ему о содея..ном.

9. Подведение итогов
Заголовок 315