Конспект открытого урока по географии в 7 классе Народы и страны Евразии


Учитель географии 1 категории МКОУ «Маловаложикьинская СОШ» Можгинского района Удмуртской Республики Белова Нина Михайловна
Урок « Население и страны Евразии».
7 класс.
 
Цель: дать знания о населении Евразии, численности, национальном и языковом составе материка.
Задачи урока:
Сформулировать представление о населении и государствах Евразии.
Рассмотреть особенности современной политической карты материка. Познакомить учащихся с различными государствами Евразии.
Способствовать развитию умений и навыков работы с географическими картами.
Развить познавательные мотивы, индивидуально- творческие способности учащихся, формировать постоянное стремление к обогащению современными научными знаниями.
Воспитать чувство патриотизма, интернациональности.
 
Оборудование: физическая карта Евразии, карта плотности и населения, политическая карта мира, атласы.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Ход урока:
Орг. Момент.
Психологический настрой
Задание « Угадай объект» ( определим страну по описанию) Ребята называют страну и показывают на карте.
.  1.   На востоке есть страна
        Сакурой славится она.
        Подумай дам подсказку я
        На островах эта страна.
Страна, которую называют очень странно, страна « наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Страной восходящего Солнца назвали соседи ее. Встает из-за моря, за горы садится оно. (Япония)
2. Эта страна считается законодательницей мод. Город Пломбьер дал свое имя знаменитому мороженому пломбир. В ней есть Альен, Марсель. В ней говорят мадемуазель. В ней красота и грация. Конечно это…(Франция)
3. В Европе есть страна
   На сапог так похожа она
   Что за прекрасная страна  (Италия)
4. Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар.
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунется поток
Водичка словно кипяток
Столица страны льдов Рейкьявик  отапливается природной горячей водой и поэтому здесь отсутствует дым и копоть. Тепло подземных источников идет в парниковое тепличное хозяйство, где растут бананы и помидоры, дыни и виноград. Этот город считают самым чистым городом мира. О какой стране идет речь? ( Исландия)
5. В этой стране существует ежегодная традиция скашивания тюльпанов в середине мая. В этой стране установлен памятник корове. Есть музей сыра и горчицы. ( Нидерланды)
Ребята, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Правильно, изучать страны и народы Евразии.
Настройтесь работать быстро, слушать внимательно, отвечать четко, умело работать с картой.  Проверим снаряжение:
Моря есть, плавать нельзя.
Дороги есть, ехать нельзя.
Земля есть, пахать нельзя.
Луга есть, сеять нельзя. (географическая карта)
 
Карты в ней одна к одной сшиты в типографии,
Он теперь всегда с тобой гид по географии. ( атлас)
Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет, то обойдешь весь свет. (глобус)
  Еще совсем недавно этот материк для нас был полным неизведанного, полным загадок. А как же называется материк, который мы изучаем? Правильно Евразия. А вы можете мне сказать какой же это материк. Давайте попробуем определить самое – самое в природе Евразии.
Какой это материк по площади - самый большой.
Единственный материк, который омывает все четыре океана.
Находятся самые высокие горы – Гималаи.
Самое глубокое озеро – Байкал. (1620 м)
Самое большое море- озеро – Каспийское
самое низкое место земного шара – Мертвое море и самое соленое.
Самый большой полуостров – Аравийский.
На этом материке встречаются все климатические пояса и природные зоны северного полушария.
Повторим домашнее задание.
Проведем альтернативный диктант. ( отвечаем да – нет). Согласны ли вы с утверждением
Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да)
В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет)
Природные зоны простираются в широтном направлении, начиная с арктических островов на север до зоны тайги, а на к югу располагаются с запада на восток в виде узких полос. (да)
Во внутренних районах, где влаги много формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)
Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)
Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья (нет)
В природных зонах лесостепей и степей распространены очень плодородные черноземные почвы, названные « царем почв», здесь выращивают зерновые культуры ( пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес). (да)
В зоне переменно- влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет)
Тропические пустыни занимают Аравийский п- ов и пустыню Тар в Индии. (да)
Во влажных экваториальных лесах произрастает более 40 тысяч видов растений, только пальм имеется около 300 видов. (да)
 
Задание. Установи соответствие.
тайга
оазисы
ягель
джунгли
А. мох, пища для северных оленей.
Б. природная зона, где растут хвойные деревья.
В. Непроходимый, густой дремучий лес.
Г. Место в пустыне, где есть вода и растительность.
Ключ для проверки:
1 –Б;         2 – Г;            3 – А;     4 – В;
Мы продолжаем играть в самый, самый. Оказывается это самый большой по численности населения и по количеству государств материк. И мы переходим к теме нашего сегодняшнего урока « Население и страны Евразии» . Будем исследовать материк дальше.
            Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.
            В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря.
            На материке Евразия проживает более 4 млрд. Человек, ¾ населения земного шара.
  Перед вами инструктивные карточки.
  Население и страны Евразии.
1. Человек в Евразии живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.
В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли:
- в Индии
- Китае
-Месопотамии,
- на побережьях Средиземного моря.
Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.
На территории Евразии располагаются крупные страны мира по площади: Россия, Китай, США, Канада, Австралия и мельчайшие – Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и др. Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.
Работа в группах.
1 группа.
Население Евразии многообразно по расовому и национальному составу. Большую часть составляют народы европейской расы.
Задание. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии:
 
Европеоидная Монголоидная Экваториальная
Северная Южная Центральная и Восточная Острова Южной Азии Индостана
Заселяют Северную и Северо-западную территорию материка, волосы и глаза светлые Южная Европа, Юго-Западная Азия. Темные глаза и  волосы, смуглая кожа Низкорослые, кожа желт., темные узкие глаза, широкий нос, прямые темные волосы Темнокожие, широколицые, темные волнистые волосы
Страны ?Страны? Страны? Страны?
Вывод:
 Группы людей со сходными расовыми признаками называются  человеческими расами. По данным таблицы опишите особенности рас Евразии. Почему же существуют такие различия во внешнем облике представителей различных рас и почему каждой расе свойственны те или иные признаки?
 В результате общения народов разных рас существуют смешанные расы.
Вывод: ученые считают, что человеческие расы сформировались в результате приспособления к разным условиям окружающей среды и эти условия наложили свои отпечатки на представителей различных рас. На Земле провозглашено равенство рас. Все расы между собой равны. Доказано, что среди рас нет высших или низших. Равенство рас доказано многими учеными. Одним из них был Н.Н. Миклухо - Маклай.
2 группа.
Заполни таблицу по тексту учебника с.253-254
Народы Внешние отличия Где живут Страны
3 группа.
3. Работа с картой « Народы и плотность населения мира» и с текстом учебника с. 255.
Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.
Задание 1.  Какие народы, их семьи и группы проживают на территории Евразии? Назовите и покажите на карте.
Задание 2.  Покажите на карте наиболее заселенные части континента. Какие территории населены слабо? Почему?
4 группа.
Определи по карте:
1) самое крупное государство в Евразии __________________
2) Перечисли карликовые государства ______________________________________
3)Назови государство, занимающее 1 место по числу жителей____________________
2 место___________________________________
4) Назови островные государства ___________________________________________
5) Назови полуостровные государства __________________________________________
6) Назови страны, расположенные на побережье морей и океанов_________________
7) Назови государства, не имеющие выхода к морям и океанам________________________
8) Какие государства являются и европейскими и азиатскими? Назови и покажи.
9) Какие два государства имеют два названия? Назови и покажи.
      Вывод:  политическая карта мира отображает территориально- политическое деление стран.
Карта, изображающая местоположение и границы государств на земном шаре называется политической картой мира.
Государств в мире более 250, а в Евразии около 90 Независимых государств.
Заполните таблицу по карте атласа.
Мировые религии
Вывод: Азия родина всех основных религий мира. В Иерусалиме расположены религиозные святыни трех религий ислама, христианства и иудаизма.
Закрепление.
Тест « Евразия»
1. Самый крупный материк земного шара
И) северная Америка
К) Южная Америка
Л) Антарктида
М) Евразия
  2. На материке Евразия проживает
Н) 1 млрд.
О) 4 млрд.
П) 2 млрд.
Р) 3 млрд.
3. Сколько рас проживает на материке Евразия
И) 1
К) 2
Л) 3
М) 4
  4. Представителями,  какой расы являются японцы?
Н) Негроидной
О) Монголоидной
П) Европеоидной
Р) Смешанной
 
5. Самое большое государство по территории
Б) Китай
В) Индия
Г) Канада
Д) Россия
6. Самое крупное по численности населения государство мира
Е) Китай
Ж) Япония
З) Канада
И) Польша  
7. Самый многочисленный народ мира
У) монголы
Ф) поляки
Х) русские
Ц) китайцы
Итоги и выводы урока: Наш  мир многолик. Мир Евразии состоит из 90 стран крупных, средних, маленьких, Республик и королевств, развитые постиндустриальные страны и бедные,  отстающие в своем развитии. Это Эйфелева башня и английский Биг - Бен, испанская коррида и Московский Кремль, Великая Китайская стена, Священная Фудзияма  Японии и католический Ватикан, это молодая Астана и Древний Рим. Но всех нас объединяет одно,  мы живем на одной земле, хотя мы и разные по цвету кожи, вероисповеданию и интересам, мы жители планеты Земля.
Если осталось время
Дидактические игры.
« Закодированное слово»
Тренируем внимание . Назвать слово, которое получается из первых букв в каждом получается из первых букв в каждом ряду слов.
сорока, тетерев, енот, поползень, иволга. (степи)
тигр, анаконда, йод, голубь, акация. (тайга)
тополь, утка, носорог, дрозд, рысь, аист. (тундра)
слон, абрикос, ворона, апельсин, норка, неленос, актиния. (саванна)
 
« Загадочное слово»
Тренируем быстроту мышления. Найдите слово соответствующее по смыслу словам слева и справа.
Широколиственное дерево________________________ глупый человек
      2. Растение  ___________________________    женское имя
      3. Широколиственное дерево __________________________  обман
Ответы: 1. дуб;  2. лиана;   3. липа