Урок по биологии на тему «Клетка»

















































Дорогой друг!
Перед тобой рабочая тетрадь, которая будет твоей помощницей в усвоении знаний по одной из интереснейших тем биологии
« Клетка».
Задания и сведения, которые предлагаются тебе в этой тетради, помогут тебе соприкоснуться с миром науки и практики, в котором живет и царствует клетка – элементарная структурная и функциональная единица жизни.
Выполнить задания тебе помогут: учебник, электронные учебники, Интернет, материалы из повседневной жизни, дополнительная литература.
Рабочая тетрадь станет твоим постоянным спутником, она поможет тебе быть внимательным, знающим, исполнительным, грамотным и ответственным.









Глава I. Эволюция клетки


Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме,
будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.

Дайте определения понятий.

Цитология – ______________________________________________________
Клетка - __________________________________________________________

Закончите предложения.

Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют________________________________________________ а неклеточное _________________________________________________________________. Для клетки характерны следующие жизненные свойства:_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.

1.3 Открытие клетки связано с именами великих ученных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа. Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток, заполнив таблицу.

«Основные этапы развития клеточной теории»

этап
год
ученый
Вклад в развитие теории

















1.4 Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

1. ________________________________________________________________
__________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Назовите основные методы изучения клетки.
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3.

1.6 Практическое занятие
Сравнение строения растительной и животной клеток
Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.
Ход работы:
Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.

________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Изучите строение клеток столбчатой паренхимы листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.

_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________





Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.






IV.Рассмотрите строение клеток хрящевой ткани, выполните
необходимые подписи.

___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________


В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7 Строение растительной и животной клеток
Допишите определения:
1. По строению клетки все живые существа делятся на ....
2. Любая клетка снаружи покрыта
3. Внутренней средой клетки является
4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются ...
5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, – это ...
6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется ..
7. Зеленые пластиды называются ............
8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется ..
9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются .
10. Местом образования белков в клетках являются .
11. Наследственная информация о данной клетке хранится в ..
12. Энергия, необходимая клетке, образуется в .
13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется .
14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется ...

Закончите предложения.
1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную .......................................................................................................................................... 2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная ........ ..
заполненная ..... .............................................................................................................. . 3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ......................................., которые выполняют функцию ...................................... . 4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых ................................................ . 5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о ............................................................................................................................................
Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
1 – встречаются только в растительных клетках; 2 – встречаются только в животных клетках; 3 – встречаются и в растительных, и в животных клетках:
а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.
Глава II. СТРУКТУРА КЛЕТКИ.

КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА

1.1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Все живые организмы состоят из ........................... В клетке различают три основные части - ......................, ...................., .................... Разграничивает внутреннюю и наружную среду клетки ............................Все внутреннее содержимое клетки заполнено .............................., в которой находятся ................. клетки. В центре клетки расположено круглое или овальное..................

1.2 Назовите три части эукариотической клетки


КЛЕТКА








1.3 Опираясь на учебный материал, опишите особенности строения и функции оболочки и плазматической мембраны растительной и животной клеток:


Часть клетки
Строение
Функции

Наружный слой - клеточная стенка (у растений)



Внутренний слой – плазматическая мембрана
(у растений и
животных)




1.4 На рисунке обозначьте и подпишите основные структурные компоненты клеточной мембраны.






________________________
________________________
________________________
________________________

Какие функции она выполняет?
_____________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?
__________________________________________________________________
· Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?
__________________________________________________________________

Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и
назовите процессы:
__________________________________________________________________


1.5 Рассмотрите на рисунке процессы фагоцитоз и пиноцитоз. Каково их значение в организме человека.



Фагоцитоз -____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Пиноцитоз - ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________

1.6 Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки?
Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.7 Закончите предложения.

Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью _________
________________________________________ . Основу клеточной мембраны составляет _________________________________, в котором расположены __________________________________________. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают _______________________________________
__________________________________________. Питательные вещества попадают в клетку путем _____________________________________ и _____________________________. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в _____________________________ расщеплению под действием ________________________________________________________.

1.8 Практическая часть занятия

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза , закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы:
Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
Плазмолиз Деплазмолиз



Объясните наблюдаемое явление.
1.9 Блицвопросы
(ответьте «да» или «нет»).

Клеточная стенка растений состоит их целлюлозы.
Осмос-это диффузия воды.
При активном транспорте затрачивается энергия.
Плазмалемма состоит из двух слоев липидов.
Функция клеточной стенки - транспорт веществ.
Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.
Диффузия это вид активного транспорта.
Пиноцитоз - это вид фагоцитоза.
Фагоцитоз- это вид эндоцитоза.
У животных нет клеточной стенки

_________________________________________________________

ЦИТОПЛАЗМА И ЕЕ ОРГАНОИДЫ.

Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

1.1 Различают:
Одномембранные - ____________________________________________
Двумембранные - _____________________________________________
Немембранные - ____________________________________________


1.2 Опираясь на учебный материал, опишите особенности строения и функции органоидов клетки:

Название органоидов
Строение
Функции

1. Одномембранные

Эндоплазматический ретикулум





Аппарат Гольджи





Лизосомы




2. Двухмембранные

Митохондрии




Пластиды





3. Немембранные

Рибосомы




Клеточный центр







1.3 Назови органоид клетки .



____________________________________
_____________________________________
____________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
1 – немембранные органоиды; 2 – одномембранные органоиды; 3 – двумембранные органоиды:
а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

1.5 Определи органоид.

Обязательная часть клетки, которая осуществляет хранение и передачу наследственной информации, управление процессом биосинтеза белка, а через белки-всеми другими процессами жизнедеятельности - __________
__________________________________________________________________.

Полости в клетках, которые участвуют в поглощение воды, , обеспечивают окраску цветов и плодов, обеспечивают накопление питательных веществ и процессов обмена – _________________________.

Прочная, пронизанная порами, клеточная структура, выполняющая функции защиты и опоры - ________________________________________.

Органоид клетки, функция которого заключается в перемещении веществ в клетке и синтезе органических веществ - __________________________.

Внеядерное полужидкое внутреннее содержимое клетки, постоянно движущееся и перемещающее вместе с собой различные вещества, включения, органоиды, в котором протекают биохимические реакции обмена веществ - ________________________________________________.

Органоиды клетки, осуществляющие биосинтез белка - _______________.

Трубчатые образования, которые перемещают клеточные структуры и создают опорную систему - _______________________________________.
Органоиды клетки, которые осуществляют фотосинтез, т.е. улавливают и преобразуют световую энергию - __________________________________.

Компонент клетки, окружающий цитоплазму, разграничивающий внутреннюю и наружную среду, выполняющий, защитную, транспортную, регулирующую функции – __________________________.

Внутриклеточный сетчатый аппарат, в котором происходит накопление, транспорт и удаление из клетки веществ, формирование лизосом и клеточной оболочки - ____________________________________________

Органоиды клетки, которые окисляют органические вещества до СО2 и Н2О, синтезирующие молекулы АТФ - _____________________________.

1.6 Заполните таблицу "Взаимосвязь органоидов клетки»

Система
Характер взаимосвязей представленных систем

Клеточная мембрана ядро


Ядро рибосомы


ЭПР цитоплазма


Митохондрии ЭПР


Митохондрии белки


Аппарат Гольджи лизосомы


Хлоропласты ядро



1.7 Допишите предложения
1 вариант
1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ................................ 2. Структурно-функциональная единица хлоропласта–это ................................. 3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется ................ 4. Хромопласты–это ......................................................... пластиды. 5. Основная функция хлоропласта– ........................................................................
2-й вариант
1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется ................................. 2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии это ........ 3. Тилакоиды собраны в стопки, называемые ...................................................... 4. Лейкопласты–это ....... .пластиды. 5. Основная функция митохондрии–это .................................................................

ЯДРО. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ.
Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:



1._____________________
2._____________________
3._____________________
4._____________________
5._____________________

Прокариоты - _____________________________________________________















Эукариоты - ______________________________________________________
__________________________________________________________________.

1.2 Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика прокариот и эукариот»


прокариоты
эукариоты

Представители



Цитоплазма



Ядро



Эндоплазматическая сеть



Рибосомы



Митохондрии



Пластиды



Комплекс Гольджи



Клеточный центр



Жгутики и реснички



Хромосомы



Способ деления



Размножение




Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:
1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.
1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной. 2. Ядра нет, есть нуклеарная область. 3. растения, животные, грибы. 4. бактерии. 5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы; 6. есть мембранные структуры внутри клетки; 7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок; 8. ДНК замкнута в кольцо; 9. одноклеточные; 10. одноклеточные и многоклеточные
11. Есть рибосомы.
12. Есть клеточная стенка
13. Все организмы одноклеточные.
14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

1.4 Найдите ошибки в тексте :

Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.


1.5 Выберите правильные утверждения:
а) бактерии размножаются спорами; б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи; в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение; г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы; д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства; е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы; ж) бактерии живут только в анаэробных условиях; з) серобактерии относятся к хемотрофам; и) прокариоты способны активно передвигаться; к) все бактерии – паразиты животных и растений.
__________________________________________________________________
·Ответьте на тестовые вопросы:
1. Для прокариот характерны:

а) кольцевая молекула ДНК; б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи; в) развитая система вакуолей; г) оформленное ядро.
2. Бактерии размножаются:

а) половым способом; б) вегетативно; в) делением; г) спорами.
3. Прокариоты для получения энергии используют:

а) свет; б) готовые органические вещества; в) окисление неорганических веществ; г) все перечисленные способы.
4. К прокариотам относятся:

а) цианобактерии; б) грибы; в) простейшие; г) губки.
5. Основателем микробиологии считается:

а) Ч.Дарвин; б) К.Линней; в) Л.Пастер; г) И.Мечников.

1.7 На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.



1


________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________

1.8 Заполните таблицу.

Структура ядра
Особенности строения
Функция

1.



2.



3.



4.



5.




1.9 Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотические организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?
_____________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетка __________________________
Внутреннее содержание ядра называют ______________________________ или ______________________, в нем расположены ______________________
__________________________________________________________________
В ядре содержаться молекулы ____________________________, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о __________________________________________________________________
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают ___________________
__________________________________________________________________.

1.11 Дайте определения понятий.

Хромосомы - ______________________________________________________
Хроматин - _______________________________________________________
Хроматиды - ______________________________________________________
Кариотип - ________________________________________________________
Соматические клетки - _____________________________________________
Половые клетки (гаметы) - _________________________________________
Гаплоидный набор хромосом - ______________________________________
Диплоидный набор хромосом - ______________________________________
Гомологичные хромосомы - ________________________________________
1.12 Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы?


Какие функции выполняют хромосомы? _______________________________________________________________________________

Чем отличаются наборы хромос
·ом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?
________________________________________________________________
1.13 В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.

Организм
Набор хромосом


в гаметах
в соматических клетках

Аскарида

2

Муха-дрозофила
4


Человек

46


Собака

78

Речной рак
59


Минога

174




Глава III
БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Клетки растений, животных и микроорганизмов схожи по химическому составу. В состав клеток всех живых организмов входят те же элементы, что и в состав неживой природы. Это свидетельствует об общности живой и неживой материи.


1.1 Закончите предложения.
Физическое тело - __________________________________________________.
Вещество - _______________________________________________________.
Молекула -________________________________________________________.
Атом - ____________________________________________________________.
Химический элемент - ______________________________________________.
Вещества бывают - _________________________________________________.
Вещества, которые встречаются только в живых системах- _______________
__________________________________________________________________.
Вещества, которые встречаются как в живой так и в неживой - ____________
__________________________________________________________________.
Вещества состоят из - _______________________________________________.

1.2 Впишите в первую колонку элемент и его символ, напротив каждого химического элемента его функции:

Состав клетки

Макроэлементы

Роль элементов























Микроэлементы

Роль элементов

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.




НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.
ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ


Вода основное вещество всех живых организмов, так как все жизненные процессы происходят в водных растворах.




1.1 Дайте определения понятий

Диполь - _________________________________________________________.
Гидрофильность - _________________________________________________.
Гидрофобность - __________________________________________________.

1.2 Назовите свойства воды:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
6. ______________________________________________________________
7. ______________________________________________________________
8. ______________________________________________________________

1.3 Роль воды в клетке:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________

1.4 Заполните таблицу

Минеральные соли в составе клетки
Функции

1.


2.


3.


4.


5.



ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ
В СОСТАВ КЛЕТКИ. УГЛЕВОДЫ.


“Фотосинтез - единственный на нашей планете процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ”.



1.1 Дайте определения понятий

Полимеры - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мономер - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Углеводы - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моносахариды - ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Полисахариды - ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Дисахариды - ______________________________________________________
__________________________________________________________________

1.2 Заполните схему.

Классификация углеводов






















1.3 Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.





1. ______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________

ЛИПИДЫ.

1.4 Дайте определения понятий.

Жиры - ___________________________________________________________
Липиды - _________________________________________________________

1.5 Заполните схему.



















1.6 Заполните таблицу

Взаимосвязь свойств и функций липидов



















Свойство
Функция

1._______________________________ _________________________________

_______________________________
_______________________________

2._______________________________ ________________________________

_______________________________
_______________________________

3._______________________________
________________________________

_______________________________
_______________________________

4._______________________________
________________________________

_______________________________
_______________________________

5._______________________________
________________________________

_______________________________
_______________________________







СОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ.


Приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.



1.1 Дайте определения понятий.
Белки - ____________________________________________________________
Аминокислоты - ____________________________________________________
Протеины - ________________________________________________________
Протеиды - ________________________________________________________

1.2 Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота






1.3 Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4 Рассмотрите схему образования дипептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.









1.5 Заполните таблицу.
Характеристика уровней структурной организации белковой молекулы


Структура
Характеристика

Первичная



Вторичная



Третичная



Четвертичная




1.6 Заполните таблицу «Функции белков»

Функции
В чем заключается
Где осуществляется

Строительная




Двигательная




Транспортная




Защитная




Регуляторная




Сигнальная




Энергетическая





НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.

1.1 Дайте определения понятий.

Нуклеиновые кислоты - ___________________________
________________________________________________
Нуклеотид - _____________________________________ ________________________________________________
Азотистые основания - ___________________________
________________________________________________
Комплементарность - _____________________________
________________________________________________
Наследственная информация - _____________________
________________________________________________
________________________________________________
Генетический код - _______________________________
________________________________________________
Триплет - _______________________________________
________________________________________________
Кодон - _________________________________________
________________________________________________
Антикодон - ____________________________________
__________________________________________________________________
1.2 Закончите схему.

















1.3 Заполните таблицу.




Сравнительная характеристика ДНК и РНК








Признаки
РНК
ДНК

1. Нахождение в клетке




2. Нахождение в ядре




3. Строение макромолекулы



4. Состав нуклеотида




5. Свойства




6. Функции





1.4 Используя принцип комплементарности

а) дострой вторую цепочку молекулы ДНК;
б) укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

- Т-А-Т-Ц-Г-А-А-Г-А-Ц-Ц-Т-А-Ц-



и-РНК

АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ

1.1 Заполните таблицу

Строение и биологическая роль АТФ

Строение
Биологическая роль
Где находится










1.2 Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3 Выберите верные суждения.

Вода образует основу внутренней среды организмов.
Наибольшее количество углеводов содержится в животных клетках.
Состав элементов, образующих живую и неживую материю,- сходен.
Целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений.
Нуклеиновые кислоты находятся в ядре клетки.
Наследственная информация заключена в РНК.
Нуклеотидмономер нуклеиновой кислоты.
Водауниверсальный растворитель в клетке.
Белки выполняют защитную функцию.
10.Жиры являются полимерами.
_____________________________________________________________


1.4 Из предложенных вариантов выберите правильный.

Реакции в клетке ускоряют:
а) нуклеиновые кислоты; б) ферменты; в) липиды.
2. Хранителем наследственной информации является:
а) белок; б) ДНК в) липиды.
3. Функцию растворителя в клетке выполняют:
а) углеводы; б) РНК в) вода.
4. Клеточную стенку у растений образуют:
а) липиды; б) целлюлоза; в) белок.
5. Полимером, состоящим из нуклеотидов, является:
а) белок; б) крахмал; в) нуклеиновая кислота.
______________________________________________________________
1.5 Ответьте на вопросы.

Почему в 0,9%-ном растворе NaCl эритроциты человека сохраняются, а в среде с большим или меньшим содержанием этой солиразрушаются.
____________________________________________________________
Почему животные и человек запасают жиры, а не углеводы?
____________________________________________________________
Существует удивительное разнообразие видов белков. Объясните причины этого явления.
____________________________________________________________
Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое число углеводов и жиров?
____________________________________________________________
Допишите вторую цепочку ДНК: --АГГЦАТЦАТАЦГЦГТ
____________________________________________________________

Глава IV Свойства клетки.
Формы размножения
1.1 Заполните схему. Какие клетки различают в многоклеточном организме, какой набор хромосом они имеют?















1.2 Вставьте в текст пропущенные слова.

В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа -_____________ и ________________ В _______________ размножении принимает участие только____________особь. Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются его точной _______________ В основе размножения лежит________________Таким путем размножаются _____________, ______________, ______________, ____________ Другая группа живых организмов, обитающих на Земле, размножается______________путем. Главное его отличие от предыдущего- участие в размножении______________особей, при этом происходит слияние _______________ и __________ ______________ клеток - происходит процесс______________. В основе размножения лежит _________________

Используя текст составьте характеристику полового и бесполого способов размножения



бесполый
половой







1
2
3.
4


преимущества


1.


2.


З.


4.


5.



1.4 Заполнить таблицу этапов митоза.

Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)
Рисунок
Характеристика фазы, расположение хромосом


Профаза
2n4c





Метафаза
2n4c





Анафаза
4n4c





Телофаза
2n2c






1.5 Установите последовательность стадии митоза.



Ответ:_________________________________

1.6 Соотнесите:

События
Фазы митоза

Синтез белков и удвоение хромосом
а) Профаза

Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления
б) Метафаза

Образование новых ядер
в) Анафаза

Расхождение хромосом к полюсам
г) Телофаза

Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны
д) Интерфаза


Заполнить таблицу этапов мейоза по схеме.



Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)
Рисунок
Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза 1
2n4c




Метафаза 1
2n4c





Анафаза 1
2n4c




Телофаза 1
в обеих клетках по 1n2c




Профаза 2
1n2c




Метафаза 2
1n2c




Анафаза 2
2n2c





Телофаза 2
в обеих клетках по 1n1c
Всего
4 по 1n1c





1.8. Дайте сравнительную характеристика митоза и мейоза


Сравнение
Митоз
Мейоз

Сходство







Различия

























1.9. Используя схему выполни тестовое задание


































Обмен веществ
«Согласно закону сохранения энергии,
энергия не возникает и не исчезает бесследно,
а только переходит из одного вида в другой»

Дайте определения понятий
Метаболизм- это______________________________________________________
Анаболизм – это ______________________________________________________
Катаболизм – это _____________________________________________________
Питание - это ________________________________________________________
Гетеротрофы – это____________________________________________________
Автотрофы – это______________________________________________________
Фототрофы – это______________________________________________________

Пластический обмен_________________________________________________


Энергетический процесс______________________________________________




1.2 Заполните таблицу «Две стороны единого процесса »

Процессы
Пластический обмен
Энергетический обмен

1. Что происходит с энергией?



2. Что происходит с веществами?



3. Начальные продукты процесса



4. Конечные продукты процесса



5. В каком виде используется или расходуется энергия?























Обмен веществ и энергии_____________________________________________
____________________________________________________________________

1.3 Дополни схему.






















1.4 Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»

Название этапа
Где происходит
Условия
Исходные вещества
Промежуточные вещества
Конечные вещества
Число молекул АТФ
Количество
Е запасенной
в клетке
% количество сберегаемой энергии
% количество рассеивающейся энергии






































Запишите общее уравнение энергетического обмена:
___________________________________________________________________________________

Фотосинтез – это_______________________________________________________
_______________________________________________________________________

1.5. Рассмотрите имеющиеся иллюстрации опытов. Подумайте и ответьте на вопрос, что доказывает каждый из предложенных опытов?
1. Опыт Джозефа Пристли (с мышонком) _______________________________
2 Опыт с лучинкой __________________________________________________
3 Опыт со щёлочью под колпаком _____________________________________
4 Опыт с надписью на листе герани ____________________________________
5. Опыт с окаймлённой геранью ________________________________________


1.6 Установите соответствие между рисунком и тем, что этот опыт доказывает.


1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А
Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла.


2

Б
Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.


3

В
Образование крахмала в листьях на свету.


4

Г
Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.


5
Опыт с комнатным растением
геранью окаймлённой
Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков хлорофилла по краю листа.
Поставили растение на яркий свет. Через несколько часов срезали один из листьев и проанализировали его на содержание крахмала. Оказалось, что в белой каёмке листа крахмала нет.
Д
Зелёные растения выделяют кислород только на свету.



1.7 Сравните этапы фотосинтеза

Особенности
Световая фаза
Темновая фаза

Место протекания процесса



Необходимые вещества




Процессы, происходящие на данном этапе



Что образуется?





1.8 Запищите суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза:
_______________________________________________________________________

Саморегуляция

1.1 Дайте определения понятий

Гомеостаз - это ____________________________
__________________________________________
Саморегуляция -это ________________________
__________________________________________

С точки зрения физиологии, система поддержания клеточного гомеостаза, в частности высших животных и человека, складывается из пяти основных уровней регуляции:

Нервной, гуморальной, объединяемой понятием нейрогуморальная или центральная регуляция
системной
органной
тканевой и
собственно внутриклеточной (рисунок 23).

1.2 Рассмотрите механизм терморегуляции в организме человека
Какой процесс мы можем назвать терморегуляцией?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема терморегуляции





Чувствительные нейрона передают
информацию





Двигательные нейроны Гормоны Двигательные нейроны Гормоны








В результате температура тела остается постоянной!!!
Какие системы регулируют процесс терморегуляции?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздражимость, возбудимость, движение
Дайте определения понятий

Раздражимость – это________________________________________________ __________________________________________________________________ Возбудимость – это ________________________________________________
__________________________________________________________________

Движение – это ____________________________________________________
__________________________________________________________________




Раздражимость у одноклеточных организмов
Таксисы –это _____________________________________________________

Раздражимость у многоклеточных растений.
Тропизмы –это ____________________________________________________

Фототропизм – это___________________________________ __________________________________________________________________















Геотропизм – это __________________________________________________
__________________________________________________________________


Помимо тропизмов, у растений наблюдаются движения иного типа – настии.



Настии –это _______________________________________________________

Раздражимость у многоклеточных животных. Рефлексы.
Рефлекс – это _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Безусловные рефлексы _____________________________________________
Условные рефлексы ________________________________________________

Рост и развитие ____________________________________________________

Движение _________________________________________________________








13PAGE 15


13PAGE 144315




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА г.ЛИСАКОВСКА

Учебно-методический комплект
Прикладной курс по биологии
«Клетка: наука и практика»





Рабочая тетрадь
Ученика ___________класса
Средней школы № ____________________
г. Лисаковска
______________________________________
_________________________________________


































3

1

4

2

5

1

2

3

4

3

1

2

4

5

Углеводы С n (Н2О) m

Полисахариды

Моносахариды

Дисахариды

1. ____________________

2._____________________

3._____________________

1._____________________

2. ____________________

3. ____________________

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

ЛИПИДЫ

СТЕРОИДЫ

НЕЙТРАЛЬНЫЕ
(жиры)

ФОСФОЛИПИДЫ

ВОСКА

ТИПЫ РНК

КЛЕТКИ

НАБОР ХРОМОСОМ









СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ







Обмен
углеводов

Обмен
жиров

Обмен воды и минеральных солей

Обмен
белков

Обмен веществ и энергии





Пластический обмен

Энергетический процесс

Место протекания




Место протекания



Место протекания

Заключительная:


Основная (клеточная):

Подготовительная:

Стадии процесса

2n

2n

Мейоз II

Мейоз I

Мейоз II

Мейоз I

n

n

2n

2n

2n

n

n

n

n

n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n

2n





3

2

1

1.На рисунке изображена схема
А)митоза б)мейоза в)сперматогенеза г)оогенеза
 
2.Под цифрой 2 на рисунке обозначена зона
А)роста б)созревания в)размножения г)формирования
 
3.На рисунке изображена схема образования
А)спор б)гамет в)яйцеклетки г)сперматозоида
 
4.На рисунке в зоне под номером 3 происходит
А)размножение б)деление митозом в)деление мейозом г)неравномерное дробление
 
5.Мейозом делятся
А)только яйцеклетки б)только сперматозоиды в)споры г)все половые клетки



Т0окружающей среды

Т0кожи

Тепловые рецепторы

Холодовые рецепторы

Головной мозг

Задняя доля гипоталамуса – центр терморегуляции

Передняя доля гипоталамуса –центр теплоотдачи

потоотделение

Обмен веществ понижается

дрожь

Сосуды суживаются

«гусиная кожа»

Обмен веществ повышается

Расширение сосудов

Температура крови