Формирование УУД на уроках обучения грамоте в 1 классе

Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. Приведем пример урока обучения грамоте в 1 классе по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века».
Тема урока: «Знакомство с буквой Тт»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.
Цели по содержанию:
образовательная – закрепить знания об изученных звуках и букве, упражнять учащихся в чтении слогов и слов; создать условия для знакомства учащихся со звуками [т], [т`] и буквой которую они обозначают Т, т.
      обучение УУД: умение планировать деятельность (выдвигать гипотезы, выделять      главное, делать выводы), озаглавливать текст, работа с компьютером;
развивающая – развивать фонематический слух, логическое мышление, память;
воспитательная – воспитывать правильное поведение вблизи проезжей части и на транспорте .
Планируемые результаты:
1. Предметные: выделять звуки в процессе слого-звукового анализа; находить местоположение в слове; соотносить звук и букву
2. Метапредметные: планировать деятельность на уроке; определять цель задания и алгоритм выполнения; выполнять задания под руководством учителя; оценивать свою деятельность.
3. Личностные: проявлять желание учиться самостоятельно; принимать и осваивать роль обучающегося.

Оборудование: разрезная азбука, компьютер, проектор, экран, картинки, схемы слов,
Ход урока
1. Оргмомент.
Чтобы в классе было тихо,
чтоб запомнился урок сядьте дети,
так как будто опускается снежок.

2. Подготовка к работе на основном этапе.
Послушайте стихотворение, и отгадайте о чем оно?
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букворинском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
- Подумайте, кто живет в букваринске? (буквы)
Игра компьютер. По очереди печатайте буквы, которые я буду называть.
Мы уже выучили много букву, но еще не все.
Сегодня мы познакомимся с еще одной буквой. Но вначале ответьте.
- Что сейчас звучало в классе, когда я читала стихотворение?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений.
Из чего состоят слова, которые мы говорим? А которые пишем?
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
А узнать новую букву нам помогут два гостя, которые пришли к нам на урок. Тина и Толя.
Какой первый звук вы слышите в этих словах. Что вы можете об этом звуке сказать?
- Когда мы произносим его язычок поднимается вверх, упирается в верхние зубы и мы выдыхаем воздух. А сейчас произнесём этот звук.
- Какой это звук: согласный или гласный? (Согласный, т.к. при его произнесении образуется преграда)
- Как вы думаете, что мы будем сегодня учить на уроке?
Звуки т и т обозначаются одной буквой Тт.
Учитель показывает букву. На что похожа буква?
Послушайте стихи о букве Тт.
Т – антана выше крыши,
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экрана не скучаем.
На антенку Т похожа
И на зонт как будто тоже.
- Придумайте слова, где бы был слышен звук т. (торт, стол, стул)
Слов на Т есть вереница
Т – тетрадка, т – таблица,
Тайна, темнота, трава,
Птицы есть тетерева
Т – такая мастерица,
Можно только удивиться!
Творог, тесто, табуретка,
Телефон, табак, таблетка,
Тишина, тоннель, туман
Танец, талия, тюльпан.

Тина и Толя предлагают поиграть вам в игру «Поймай звук». Закройте глаза и хлопните в ладошки, если услышите слова со звуком «т». (торт, дом, мир, ток, тень, игра, кукла, Томара.)
4. Закрепление новых знаний и способов действия.
Работа с учебником
У Толика есть любимые игрушки, они нарисованы в букваре стр 102.
Отгадайте загадки:
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик,
Вот симпатичная зверюшка –
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это (тигр)

На них играют марши военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. (труба)
Составим схему слова тигр, труба.
Определите кол-во слогов, поставьте ударение..
Физминутка.
Ор – ор – ор, держим мы в руках топор.
Ом – ом – ом, дрова мы рубим топором.
Ту – ту – ту - ту, дам сметаны я коту.
То – то – то - то, надеваем мы пальто.
Ит – ит – ит - ит, плывёт огромный кит.
Лёт – лёт – лёт - лёт, приземлился самолёт.
5.Контроль и самоконтроль знаний и способов действия.
Чтение слогов по компьютеру. (под контролем учителя)
Чтение учащимися слогов и слов из учебника с.102 - 103. (самоконтроль)
6. Коррекция знаний и способов действия.
Раскрасить букву стр. 42. в печатной тетради.
Отгадывание ребусов с.102 «Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.
Актёр тёрка
Корт – крот
Салат - атлас
7.Подведение итогов.
- С каким звуком вы познакомились?
- Что о нём узнали?
- Покажите, где живёт новая буква в Буквограде?
8. Рефлексия.
Продолжить фразы:
- Что запомнилось больше всего? Что было наиболее трудным?
Для реализации поставленных ФГОС НОО задач в учебно-воспитательный процесс необходимо включать эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями.








13PAGE 15


13PAGE 14115