Выступление на педсовете Организация внеурочной деятельности


Организация внеурочной деятельности
с одаренными детьми.
Гранюк Е.М., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи. Краснодарскоо края
Актуальность проблемы:
Раннее выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, согласно основным положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашается одним из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь ведущим фактором социализации личности. Так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности, необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной
В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Цель организации работы с одаренными детьми:
Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения
Задачи организации работы с одаренными детьми:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Организация участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, проф. ориентационный центр).
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Используя для себя следующие этапы.
Этапы организации работы с одаренными детьми:
Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального уровня учащихся.
Творческая самореализация выпускника начальной школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Сегодня выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся.
Кружок «Моё здоровье – моё будущее».
Коллективно творческие дела совместно с центрами дополнительного образования и родителями.
Научное общество учащихся «Умницы и умники».
Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны, дистанционные проекты.
Диагностическое обследование.
Портфолио личных достижений.
Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей.
Подготовительный этап (1класс).
Поэтому 1 класс – Подготовительный этап направлен на развитие теоретического мышления, развитее наглядно – образной и логической памяти.
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся.

В 1 классе реализуется программа «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании Нестле.
Методика « Развитие навыков учебной деятельности» Данилова предназначена для развития навыков учебной деятельности у детей в возрасте 8 лет. Задания стимулируют развитие произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, умения общаться и классифицировать предметы и понятия, наглядно-схематического и логического мышления.
Этапы работы тесно перекликаются с направлениями моей воспитательной системы класса « Личность – это Я» Одно из направлений которого - На пороге будущего.

Портфолио – личных достижений. Составляется в 1 классе учащимися совместно с родителями. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми.
Творческий этап (2-й класс). Направление – « Я- творческая личность»
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Продолжается внеурочная работа по всем видам деятельности 1 класса, а также самое серьезное внимание обращается на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки. Для этого ведется индивидуальная работа учащихся по выполнению тематических сообщений для уроков окружающего мира, для классных часов, на интересующие темы. Ребята увлеченно принимают участие в школьных олимпиадах, интеллектуальных играх, участвуют в школьных и районных художественных конкурсах.
К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.
Развивающий этап (3 – 4-й класс).
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск!!!
Всё вышеупомянутое легло в основу создания научного общества в начальных классах « Умницы и умники»» Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.
Тема: Мы выбираем здоровье.
Цель:1. Создание условий для вовлечения учащихся начальных классов в коллективную поисково-исследовательскую деятельность.
2. Проведение исследований, имеющих практическое значение.
3.Разработка и реализация творческих проектов.
Задачи:
формирование общеучебных навыков;
повышение самооценки учащихся;
приобщение родителей к совместной деятельности;
развитие коммуникативных способностей учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Научное общество учащихся начальных классов – добровольное творческое объединение школьников, совершенствующих свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивающих свой интеллект, приобретающих умения и навыки научно – исследовательской деятельности под руководством педагогов.
Направление воспитательной системы « Я познаю мир»
Учащиеся учатся:
Задавать вопросы
Видеть проблемы
Наблюдать
Экспериментировать
Работать с информацией
Ошибаться и действовать
Оценивать себя
Работа проводится по методике исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова. «Я – исследователь».
Тетрадь «Я – исследователь» разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения.
В классе достигнуты значительные результаты по итогам школьных олимпиад по развитию речи, чистописанию, ИЗО, окружающему миру, кубановедению. На всех олимпиадах учащиеся занимают призовые места. На всех районных олимпиадах учащиеся 4 кл. заняли призовые места: окружающий мир Холодцова Софья -1место, литер. чтение Лебедь Настя – 1 место, математика Ткаченко Денис – 2 место, русский язык Годованцев Николай – 1 место, Команда 4 кл – 3 место в районной викторине по кубановедению, учащиеся участники и лауреаты Всероссийских конкурсов « Мы – занковцы», « Галерея школьной жизни».
Учащиеся класса постоянные участники в международных конкурсов-игр по математике ("Кенгуру"), по русскому языку ("Русский медвежонок"). Холодцова С. заняла 1 место в школе и 3 место в районе в конкурсе « Русский медвежонок». Ткаченко Денис – 2 место в районе в конкурсе « Кенгуру».
Курганский А.- победитель всероссийского интернет – конкурса
«Секрет нашей школы»
Учащиеся готовят проект « Времена года», готовят выступление агитбригады « Перекресток».
Нами было проработаны такие проекты: «Лекарственные растения Краснодарского края», «Праздники в моей семье», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Домашние животные», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», « Времена года», «Обряды и традиции жителей Кубани» и т.д.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
Хочется, чтобы в результате этой работы любой ученик мог сказать:
«Я знаю, для чего я познаю мир,
я могу применить свои знания,
я умею добывать новые
и успешно делаю это самостоятельно."