Формирование умений работы с текстом на уроках биологии.


Формирование умений работы с текстом на уроках биологии.
Чечкенева Людмила Витальевна
учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 6 г.ЮгорскаПриоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Известно, что знания становятся прочными, если они получены не в готовом виде, а в результате познавательной деятельности. Поэтому главная задача учителя, в современных условиях, организовать эффективную деятельность учащихся по получению знаний.
Одним из УУД является умение осмысленно работать с текстом. Чтобы его сформировать, важно и естественно задействовать в процессе обучения «на равных», параллельно, оба полушария мозга: и левое, отвечающее за логическое и рациональное начало в мышлении, и правое, доминирующее во всём, что касается образного и художественного способа познания.[3] Это возможно через изложение учебного материала в стихотворной форме. Наряду с содержанием стихов наша память фиксирует и то эмоциональное состояние, которое сопутствует получаемой информации. Необычная форма предъявления учебного материала и образность его изложения могут облегчить его понимание и запоминание. В.Н.Фросин отмечает, что многие биохимические и физиологические процессы идут в нашем организме с определенной частотой, в определенном ритме. Другими словами, запоминание осуществляется на уровне подсознания.[4] Известный русский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский писал: «Для серьезного развития серьезных наук нет ничего пагубнее звериной серьезности».
Занимательность позволяет раскрыть эмоциональные каналы ребёнка, в результате чего главным мотивом учения становятся интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности, интеллектуальное наслаждение. Занимательные стихи как основа урока помогают извлекать главную мысль из текста легко, и особенно на уроках биологии, их использование оказывается эффективным и оправданным. Например, при изучении органов растения данное стихотворение позволит изучить эти органы, выделить их функции и запомнить. При контроле усвоенного материала, вместо органов можно поставить пробелы и дать задание: вставить необходимые термины. А можно, с целью изучения темы, изучая параграф, вставлять пропущенные органы.
Органы растения
На растенье посмотрите,
Его части назовите.
Снизу корень есть друзья,
Без него прожить нельзя.
От него идет побег
И растет он чаще вверх.
Разделить его мы тоже
На несколько отделов можем.
Первый – стебель, а на нем
С вами почки мы найдем.
Тут скоро листья вырастут,
И кислород нам всем дадут.
Здесь и другие почки есть,
В них бутоны развились.
Вырастут из них цветы,
А из цветов потом плоды.Н.А. Ерошевская [2]
Данные стихи можно использовать при изучении тем: пищеварение в желудке и строение глаза в 8 классе. Обучающимся даётся задание заполнить таблицу, прочитав стихотворение.
Железы желудка Ферменты Вещества, расщепляемые в желудке Среда раствора в желудке
Пищеварение в желудкеСтроение глаза
Фросин В.Н.Фросин В.Н.[4]
Проглоченная пищаБрови, ресницы и веки
В желудок попадает.Не просто даны человеку.
Здесь жeлезы желудкаГлаз, как стражи, они охраняют,
Ферменты выделяют,От влаги и пыли его защищают.
Белки тут расщепляютОрган зрения – это глаз,
Пепсин и гастриксин.В нем три оболочки.
Желудок защищаетТа, что белая, снаружи,
Слизистый муцин.Назовем белочной.
Липаза расщепляетТак прозрачна впереди –
Жиры из молока.Со стеклом сравнится.
А основная часть жиров Эту часть ее зовем просто – роговица.
Нетронута пока.Слой второй – в нем есть сосуды,
Идет пищеварениеВпереди он радужка
В соляной кислоте.В ней отверстие – зрачок,
Такой среды кислотнойИ пигменты разные.
Больше нет нигде.Рецепторы в сетчатке, в глубине,
Все четко помогают видеть мне.
Поделим мы их на парочки:
Одни – колбочки, другие – палочки.
При изучении строения глаза можно предложить ученикам найти оболочки глаза, о которых речь идёт в стихотворении, на предложенном рисунке. Или расположить карточки с названием частей глаза в том порядке, как в глаз проходит свет.
Развивать внимание можно, используя тексты - небылицы, в которых заведомо заложены ошибки. Изучив материал по учебнику, надо найти ошибки в тексте. Например, письмо Мюнхаузена по теме: Строение семян и условия их прорастания.
Думаю, что некоторые семена не надо замачивать перед посевом. Для прорастания им хватит влаги земли. Поэтому сеять их надо на утрамбованную почву, а сверху землю тщательно прихлопать, чтобы не было испарения воды.
Считаю, что семенная кожура мешает семени храниться, так как не пропускает воздух, свет, тепло, влагу! А это важные факторы для хранения! Кроме этого она мешает при прорастании.
Рекомендую для скорого прорастания семян: отберите целые и крупные семена, ссыпьте их в стакан и поставьте в тёплое тёмное, хорошо проветриваемое место! Через сутки ждите всходов.
Утверждаю, что эндосперм в семени нужен лишь для поддержания красивой формы зерновки. А у двудольных растений эндосперма в семени вообще нет.
Утверждаю, что не существует никакой разницы между семенами однодольных и двудольных растений. Предлагаю убрать эти слова как ненужные!
В связи с этим, что семя образуется на растении, а растение вырастает из зародыша, считаю, что семя – это часть зародыша.
Использование таких текстов, позволяет работать с учебным текстом более эффективно. Нетрадиционная форма подачи материала активизирует воображение и развивает правое полушарие головного мозга, что улучшает понимание и усвоение учебного материала.
Умение отвечать на вопросы по параграфу, казалось бы, очень естественно. Но на практике, оказывается, что у многих учеников оно сформировано слабо. Данную проблему, на уроках биологии, как впрочем, и на любых других, можно решать через умение самостоятельно формулировать вопросы по учебной теме. Для этого обучающимся предлагается назвать термины из новой темы, и учитель их вносит в левый столбик таблицы на доске. А затем, в правый столбец, вместе с детьми записываем какие вопросительные слова они знают.
Например, по теме: строение грибов может получиться следующая таблица.
Грибы
Гетеротрофы
Грибница или мицелий
Плодовое тело
Хитин
Пластинчатые грибы
Трубчатые грибы Как
Где
Почему
Какие
Что
Из чего
Соединяя термин и вопрос, у детей могут получиться следующие вопросы:
Из чего состоят оболочки клеток грибов?
Что такое грибница?
Из чего состоит плодовое тело грибов?
Какие грибы относятся к трубчатым? И т.д.
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.
При изучении тем, в которых рассматриваются процессы и их этапы, чтобы активизировать мыслительную деятельность при работе с учебником, возможно использование приёма «Восстанови последовательность». При этом обучающимся даются карточки, на которых написаны этапы процесса и предлагается расположить их в правильном порядке. Данное умение особенно важно, так как подобные задания КИМов ОГЭ, для учеников, оказываются сложны. Например, при изучении темы размножение мхов, карточки могут быть следующими:
Образование спорофита
Созревание гамет
Образование гаметофита
Оплодотворение
Созревание спор и их прорастание
Образование протонемы
В заключении необходимо сказать, что самое главное в процессе обучения, не дать конкретные учебные знания, хотя этой функции учителя никто не умоляет, а обучить метапредметным умениям, которые позволят обучающемуся в дальнейшем самостоятельно продуктивно работать с текстовым материалом.
Литература.
Агафонов В.В. О приёмах запоминания и усвоения информации. - М.: Изд-во «Ювента», 2000г.
Ерошевская Н.А. Методика использования дидактических стихов на уроках биологии http://pedsovet.su/load/86-1-0-24977
Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. «Школьный психолог» № 45, 2000г.
Фросин В.Н. Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского университета: Учебное пособие. – Казань: ООО «Диалог - Компьютерс», 2006