ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО СО СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНОЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ.

Р.К.Карабанова, МОУ «Кривозерьевская СОШ»
Лямбирский муниципальный район,
учитель географии
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО СО СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНОЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ.
Содержание курса географии в структуре образования отличается многогранной системой ведущих ценностей, к числу которых относится малая родина – родной край. Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к Родине начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его ещё более глубоко, не зря К. Д. Ушинский предлагал начинать географию с изучения своей местности, настаивал на необходимости развивать у детей «инстинкта местности», эту способность, «чрезвычайно полезную в учении и в практической жизни», он советовал всячески укреплять у учащихся. Если дети научатся разбираться в окружающей местности, а затем перейдут и к изучению своего отечества[2].
Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в качестве важнейшей приоритетной цели личностного развития школьников выступает принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, одно из проявления которых патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [1].
Курс географии призван обеспечить формирование патриотического мировоззрения современных школьников через знакомство со своей малой родиной. Под «малой родиной» мы понимаем ценность, отражающую географические, культурно-исторические, экономические и национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность субъекта.
Изучение  своей  малой  Родины  служит  воспитанию  гражданственности  и  патриотизма.  Конкретизация  духовно-нравственных  ценностей  на  краеведческом  материале  осуществляется  по  следующим  направлениям:  сохранение  природы  родного  края  и  здоровья  его  населения,  культуры  предков,  национальных  традиций,  семейного  уклада  жизни,  готовности  к  трудовой  деятельности. 
Изучая  родной  край,  учащиеся  выявляют  самое  характерное  в  природном  облике,  населении  и  его  хозяйстве,  постепенно  создавая  образ  той  части  географического  пространства,  на  котором  расположена  малая  родина. Знакомятся с природными особенностями, с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и настоящего. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края. В  плане  воспитательного  воздействия  очень  важно  уделять  внимание  ветеранам,  ведь  они  лучшие  примеры  патриотизма.  Их  опыт,  их  судьбы  незаменимы  для  воспитания.  Узнавая  славную  историю  своей  малой  родины,  школьники  проникаются  еще  большем  уважением  и  любовью  к  своей  семье  и  стране. 
При изучении темы «Население России» многие сложные для изучения понятия, связанные с демографическим переходом, его стадиями и типами воспроизводства, лучше усваиваются в процессе проведения индивидуальной исследовательской работы учащихся. Задание заключается в отборе материала о поколениях родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Необходимо выяснить, сколько детей было в семьях данных поколений, построить генеалогическое древо, определить в каком поколении произошел переход от традиционного типа воспроизводства к современному типу определить причины такого перехода. Такое задание требует творческого подхода и невозможно без общения с родственниками, через которых ребята узнают историю своей семьи и соприкасаются через воспоминания дедушек и бабушек с историей своей страны. Нередко приходится слышать, что если бы не это задание, они могли бы и не узнать столько интересного о своей семье. В любом случае, изучая историю своей семьи, ребенок узнает, откуда родом его предки, как они попали в наше село, какие были традиции семьи в историческом прошлом.
Таким образом, на примере своей семьи изучается история своей страны, она предстает перед ребенком в живых картинках воспоминаний его родных и близких людей, а поэтому легче воспринимается и лучше запоминается.
Изучая хозяйство Поволжья, мы проводили исследования, связанные с историей возникновения села. Учащимися были выполнены исследовательские работы «Обряды и традиции татар моего родного села», «Летопись боевой и трудовой славы учителей-ветеранов Кривозерьевской школы», «История моей школы», «Моя малая родина», «История возникновения моего села» и т.д. Неоднократно учащиеся нашей школы являются призерами и победителями различных конкурсов: межрегионального конкурса исследовательских работ « Дерево Земли, на котором я живу», поисково-исследовательская конференция «История образования в Мордовии», профориентационной конференция « Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития республики».
Особое место отводится встречам со старожилами родного края. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным примером нравственного воспитания. Уроки географии по изучению родного края предполагают работу с учащимися над созданием образа территории, на которой они живут. Этому способствуют различные источники информации, а также разнообразные формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, экскурсии, исследовательские группы, олимпиады, конкурсы, фотовыставки. Так на Республиканский конкурс фотографии ландшафтов «Планета Земля глазами жителей Мордовии» обучающимися нашей школы ежегодно представляют лучшие фотографии своей «малой родины».
Обучение географии родного края должно быть глубоко связано с содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании учебного материала определяю степень интеграции содержания и объём часов. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.
Круг мероприятий внеклассного краеведения широк: конкурсы, викторины, игры, музыкальные композиции, конференции, экологические десанты и торжественные шествия. Участие в викторинах, играх формирует навыки совместной творческой работы и взаимоотношений в команде. Использование различных форм работы по краеведению в урочное и внеурочное время дают возможность учащимся, научится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей науки, техники, истории. Помогает учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким  образом,  изучение  родного  края  на  уроках  географии  способствует  воспитанию  уважения  к  традициям  своего  народа,  его  культуре,  их  принятию  в  своей  жизнедеятельности;  а  именно  воспитанию  патриотизма,  который  начинается  с  любви  к  малой  Родине,  а  потом  переходит  на  всю  страну.
Литература
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009, - 23.
2.К.Д.Ушинский. Родное слово. - Белый город,2010,- 239.
3.Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. – 1994. - № 2. – с. 64 – 77.