Организация проектной деятельности в школьном курсе географии


Организация проектной деятельности в школьном курсе географии
Происходящие изменения в современном обществе требуют внедрения таких педагогических технологий, которые нацелены на развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность как нельзя более созвучна этим целям. Она позволяет выйти за рамки классно-урочной системы во внеучебную деятельность. Если же говорить о географическом образовании, то нужно особо подчеркнуть широкие возможности, которые предоставляет использование в преподавании метода проектов учителю-географу и его ученикам. Специфика географии – её естественно-общественная сущность. Этот учебный предмет интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания.
Реализация метода проектов в школьной географии осуществляется в три этапа (1- мотивационно-ориентирующий, 2 - практико-реализующий, 3 - систематизирующий) и зависит от психофизиологических особенностей, обучающихся, специфики географического содержания курсов и уровня познавательной самостоятельности школьников.
Первый этап – мотивационно-ориентирующий – соответствует возрасту 11-13 лет (5-7 классы). Для обучающихся этой возрастной группы характерна высокая познавательная активность, направленность на поиск общего способа решения задач широкого спектра, инициативность, склонность к фантазированию, некритичному планированию собственного будущего, стремление к экспериментированию.
Цель данного этапа – создать условия для вхождения обучающихся в проектную деятельность, формирование у них первоначального проектировочного опыта. Именно на этом этапе необходимо знакомить школьников с особенностями проектной деятельности; формировать личностные качества, которыми необходимо обладать, чтобы выполнить проект. На этом этапе обучающиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учатся ставить цель, знакомятся с программой действий по реализации проекта, соответствующей их возрастным способностям.
Каковы же действия учителя?
Во-первых, необходимо определить область жизнедеятельности ребенка, которая связана с его интересами, зоной его познавательной и эмоциональной активности.
Здесь уместно применить упражнение «Моя Вселенная».
Учащимся даются листы бумаги. В центре листа необходимо нарисовать солнце, а в центре солнечного круга написать крупную букву «я». Затем от этого «я» - центра Вселенной – надо прочертить линии к звёздам и планетам: моё любимое занятие, моя любимая книга, моё хобби, моя любимая игра, моя любимая песня, певец или группа, мои любимые животные, моя любимая одежда. «Звёздная карта» каждого показывает его возможности, уникальность и общие черты с другими.
Благодаря этому упражнению узнаём об интересах, учащихся. Необходимо отметить, что в любой области познавательной активности ребёнка можно найти тему для будущего проекта.
Проектная деятельность в 5-7 классах чаще всего осуществляется в форме групповых творческих заданий, так как к самостоятельной индивидуальной работе над созданием какого-либо продукта (за исключением создания игровых сказочных или фантастических ситуаций) обучающиеся ещё не готовы. Поэтому учителю в ходе руководства проектом приходится выполнять несколько ролей:
- энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их для достижения цели;
- специалист, который компетентен в нескольких областях;
- консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
- руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект;
- «человек, который задает вопросы», организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь;
- координатор, поддерживающий групповой процесс решения проблем;
- эксперт, дающий четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Наблюдая за детьми, приходим к выводу, что для школьников 11-13 лет важен сам процесс, а не результат, поэтому им интересно принимать участие в групповой работе, обсуждать замысел проекта, выдвигать идеи (нередко фантастические). Например, изучая на уроке тему «Гидросфера и человек», читаем отрывок статьи «Чёрная опасность», взятой из детской энциклопедии «Мир моря»: «У берегов стран жарких тропиков, при высокой температуре воздуха и воды, часто образуется опасная шоколадная пена».
Ставим вопросы:
- Почему пену называют шоколадной?
- Почему она образуется?
- Какими способами можно ее ликвидировать?
Учащиеся высказывают самые невероятные предположения от аварии на шоколадной фабрике до катастрофы судна при перевозке шоколада.
Выступая в роли «энтузиаста», при обсуждении замысла проекта, формируя навыки учебного сотрудничества, педагог предлагает школьникам сформулировать правила, как вести себя во время дискуссии.
Содержание учебного предмета «География» в 5-7 классах способствует применению метода проектов для разработки игровых моментов. Например, таких, как интеллектуальная головоломка краеведческого содержания, когда участникам дается четыре, казалось бы, ничем не связанных между собой картинки.
Для решения головоломки необходимо:
1) определить, что или кто изображен на каждой картинке;
2) выстроить цепочку ассоциаций между соседними изображениями;
3) заполнить лист ответа.
Связи между соседними картинками обозначаются сочетанием номеров изображений (1-2, 2-4, 1-3). Чем лучше развито ассоциативное мышление, шире эрудиция и выше сообразительность отгадывающего, тем более логичную цепочку ассоциаций он может выстроить и найти более тесную связь между двумя картинками.
Кроме игровых моментов, метод проектов применим для разработки воображаемых туристических и научных маршрутов путешествий. В 5 классе реализуем проекты краеведческой направленности, позволяющие обучающимся познакомиться с географическими особенностями своего села, района. Исследовательский проект «О чём могут рассказать лишайники?» прошёл в заочный тур III окружного Всероссийского конкурса исследовательских работ имени В.И.Вернадского (г. Новый Уренгой, 2014 г.).
На уроках биологии и географии школьники очень любят практическую работу во время экскурсий. Так появилась идея провести экскурсионное занятие экологического кружка «Зелёная планета» в тундре на берегу реки Радинская. После экскурсии у ребят возникло желание изучить географию Новопортовской тундры. Учащиеся во время экскурсии собирали куртинки лишайников, так появилась идея исследовательского проекта «О чём могут рассказать лишайники?». Одним из результатов работы стал виртуальный гербарий лишайников, созданный по образцу учебного пособия «Виртуальный гербарий».
На первом этапе у учащихся формируются исследовательские, проектировочные, оценочные, организаторские и коммуникативные умения, умение осуществлять самоуправление познавательной деятельностью и самооценку. Этот этап является основным для формирования универсальных учебных действий.
Второй этап – практико-реализующий – соответствует возрасту 14-15 лет (8-9 классы). Для обучающихся этой возрастной группы характерна учебная самостоятельная деятельность как основа самообразования, а также ярко выраженный интерес к проектной деятельности, которая носит долгосрочный характер.
Цель этапа – развитие проектировочного опыта обучающихся на основе их включения в разработку разнообразных географических проектов, а также помощь в осознании собственных способностей, творческого потенциала, духовных сил в процессе выполнения индивидуальных и групповых проектов различной направленности.
Предлагаем школьникам проекты «Учимся в путешествии», «Сделаем цивилизованными?», «Дневник путешественника».
«Учимся в путешествии».
Ещё в древние времена для того, чтобы стать мудрее, люди отправлялись в странствия. Как могут помочь путешествия в изучении разных наук, не только географии и истории, но и математики, химии, физкультуры и т.д.?
- Предложите проект школьного тура, поездку, которые, без сомнения, одобрили бы все учителя. Укажите маршрут следования и опишите, какие знания и умения по разным учебным предметам вы приобретёте в этом путешествии.
- Представьте наглядную карту.
«Сделаем цивилизованными?».
В африканской республике Намибии живут одни из самых немногочисленных этнических групп: Бака, Акова, Бакуйи и другие. Их общая численность составляет всего около 20 тысяч человек. Этим людям чужды блага цивилизации. Они живут так же, как жили их предки сотни лет назад.
- Как вы считаете, стоит ли помочь им стать цивилизованными людьми? Ведь каждый человек должен приходить на помощь другим людям.
- Обоснуйте своё мнение и приведите примеры «За» и «Против» «оцивилизовывания» данных народностей.
«Дневник путешественника».
Отправляясь в дальнюю дорогу, путешественники ставили перед собой конкретную цель, например, Колумб, как известно, хотел найти путь в Индию. Сейчас, когда практически весь земной шар открыт и изучен, люди по-прежнему отправляются в кругосветные путешествия. - Какие цели в таком путешествии поставили бы вы? Что нового о планете вы хотели бы узнать? Какие неразгаданные тайны открыть?
- Опишите цели своего будущего кругосветного путешествия в виде странички из дневника. Начните её так: «Завтра я отправляюсь в путь…»
3-й этап – систематизирующий – соответствует возрасту 16-17 лет (10-11 классы). У обучающихся этой возрастной группы появляются такие важные компоненты личности, как самосознание и рефлексия. Школьники осознают себя в качестве членов общества, их интересуют многообразные проблемы современности. Главное психологическое приобретение этого возраста – открытие своего внутреннего мира, поиск сложных ценностно-смысловых жизненных оснований, переоценки существующей системы ценностей.
Цель третьего этапа реализации метода проектов – систематизация и обобщение проектировочного опыта на основе включения обучающихся в разнообразную самостоятельную проектировочную деятельность творческого характера, закрепление полученных умений. При этом проектировочная деятельность обучающихся является основным видом их учебной деятельности по биологии и географии на данном этапе.
Учитель выполняет роль консультанта, так как ученики владеют необходимыми умениями проектной деятельности. В качестве примера можно привести исследовательский проект о проблемах и перспективах социально-экономического развития ЯНАО «Цвет и свет» (Блинова Анастасия, 11 класс).
В заключение хотелось бы отметить: метод проектов интересен тем, что он не предполагает заранее известного решения. Он позволяет строить обучение на активной основе, когда школьники самостоятельно рассматривают проблему, находят решение для задач проекта, стремясь к оптимальной форме их разрешения, что повышает качество обучения.
Используемая литература:
Летягин А.А. География. Программа. 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 328с.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2012. – 160с.
Николина В.В., Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. – 176с.
Петрушина Н.П. Рабочая программа по географии. 5 класс. - М.: ВАКО, 2013. – 24с.
Полякова Т.Ю., Статникова С.Г. Книга для чтения по географии ЯНАО. - Салехард: ГОУ ДПО ЯНАОИПКРО, 2008. – 103с.
Хуторской А.В. География, 5-11 классы. Сборник эвристических заданий. – М.: Эйдос, 2013. – 115с.