МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И УСПЕШНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И УСПЕШНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»
Дж. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения [1, c. 122-123].  Однако чтобы стать коллективом, социальной общности людей необходимо пройти нелегкий путь качественных преобразований. А.С. Макаренко, великим русским педагогом, были выделены четыре стадии развития детского коллектива:
1. Становление коллектива, которое происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между членами коллектива определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом педагог является основным организатором, который предъявляет к участникам коллектива определенные требования. На данной стадии формируется и начинает работу актив, в который сплотились обучающиеся на основе общей цели, общей деятельности, общей организации.
2. Усиление влияния актива, который не только выполняет требования педагога, но и предъявляет их к остальным участникам детского коллектива. Здесь коллектив – целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.
3. Расцвет коллектива. Здесь коллектив выступает инструментом индивидуального развития для каждого члена коллектива. Основным признаком является общий опыт и одинаковые оценки событий всех участников коллектива [4].
Выделяются и признаки коллектива, к числу которых относятся:
- сознательный характер объединения людей;
- единство общей и личных целей членов коллектива;
- относительная устойчивость и длительность функционирования;
- четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
- наличие органов координации деятельности (органов самоуправления);
- общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
- благоприятная интеллектуально-моральная атмосфера;
- защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
- сплоченность;
- коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
- основа межличностных отношений – коллективизм [4].
Развитие детского коллектива не может и не должно останавливаться, даже если оно достигло высокого уровня. «Движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть», – именно так считал А.С. Макаренко.
Каждый и детский коллектив, и актив школы, может функционировать и динамично развиваться в нормальном режиме за счет возникновения и формирования в нем системы межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, которая делает одно общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между участниками коллектива. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели.
В свою очередь, межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это система установок, ориентаций, ожиданий стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [2].
Межличностные отношения в детском коллективе имеют многоуровневую систему. Первый уровень межличностных отношений непосредственной зависимости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности. Педагог должен так организовать коллективные взаимодействия, при которых персональные, партнерские, мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процесс дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого отнюдь не легко: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый педагог будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать не разумные действия и обиды.            
Межличностные отношения выражают и психологический климат коллектива, который зависит от двух факторов:
- общественного климата в целом, от принятых в социуме норм, правил общения, поведения и отношения друг к другу;
- микросоциальных условий, то есть специфики функций данного коллектива, возрастного, полового его состава и так далее.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных взаимоотношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между членами коллектива: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. Главной чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа.
Здоровый, благоприятный психологический климат не складывается сам собой, особенно если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения и функционирования просоциальной группы необходимо постоянное руководство педагога. Ухудшение психологического климата можно заметить по ухудшению общения обучающихся: снижения количества и культуры общения. И, главное, нормальными межличностными отношениями в группе нельзя назвать «пустые» отношения, когда члены детского коллектива не заняты совместным, интересным и полезным делом. «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными» [3, c. 575].
Межличностные отношения являются и показателем успешности групповой деятельности всех членов детского коллектива. Совместное дело только тогда получит положительный результат, когда все члены коллектива будут иметь общую цель, будут заинтересованы в ее достижении. Деятельностный уровень взаимодействия в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (участие в городских конкурсах, театральная постановка, выставка рисунков), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия обучающихся в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль. С одной стороны, это стремление развивающейся личности к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. Учитывая данные факты, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческого своеобразия каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления членов детского коллектива, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Литература
1. Бим-Бад. Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.Ред. Б.М. Бим-Бад. [Текст]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. – С. 122-123.
2. Краткий психологический словарь / Ред. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; ред.-сост. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с. – С. 575.
4. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
@ђ Заголовок 115