Мониторинг воспитательной работы классного руководителя Диагностики 5г класса

Результаты диагностик.
Исследование по выявлению психолого-педагогических условий формирования межличностных отношений в коллективе.
Сроки исследования: октябрь 2015 г.
В нем приняли участие: 26 обучающихся 5Г класса возраста - 10-11 лет, учитель- классный руководитель, психолог.
Цель: определить уровень межличностных отношений младших школьников в коллективе
Формы и методы: наблюдения; опрос; беседы с родителями и детьми; методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия) и тест Кеттелла, модифицированный вариант( адаптирован Э.М.Александровской).
Методика позволила выявить:
диагностику эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;
измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;
авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, изолированные);
обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дал достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Межличностные отношения в группе на этапе констатирующего эксперимента



«Звезды»

«Предпочитаемые»

«Принятые»

«Изолированные»

процент
30%
40%
25%
5%

количество детей
6
10
9
1

Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в классе небольшое количество детей имели неблагоприятный статус (5%). Коэффициент взаимности - 60%, индекс групповой сплоченности - 30%, из чего следовало, что данный класс относился к среднему уровню взаимности.
Также, чтобы определить индивидуально-психологические особенности личности и межличностные взаимоотношения школьников, мы использовали тест Кеттелла, модифицированный.
Целью данного теста является оценка индивидуально-психологических особенностей личности и межличностных взаимоотношений.
По результатам проведенной методики Кеттелла мы получили следующие данные:
Уровни межличностных взаимоотношений учащихся в констатирующем тесте

Низкий уровень
Количество детей
Средний уровень
Количество детей
Высокий уровень
Количество детей

10%
2
60%
18
30%
6

Характеристика:
Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный
Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый
Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов
Характеристика:
Спокойный, равнодушный, независимый, полагающийся на себя, социально-смелый, непринужденный, решительный
Характеристика:
Уверенный в себе, спокойный, стабильный Доминирующий, независимый, напористый Безмятежный, спокойный, оптимистичный Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

Описание:
Отсутствует интуиция в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.
Воспитанники, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.
Описание:
Непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, плохо контролирует свои эмоции и остро реагирует на неудачи. Имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию.
Описание:
Воспитанник эмоционально-теплый, общительный, веселый, лучше приспособлен социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчикам, демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований.


На основе полученных данных нами была разработана программа коррекции и развития межличностных отношений детей посредством формирования положительных личностных качеств учащихся, развития навыков общения, формирования адекватной самооценки и повышения уровня развития группы как коллектива. На этом этапе эксперимента мы стремились к созданию максимально благоприятных условий для развития детского коллектива, широких возможностей для становления личности, ее раскрытия, самореализации на пользу себе и другим людям, овладение общечеловеческим опытом жизни.
В благоприятном положении находится около 90% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 10% учеников.

Диагностика уровня нравственного воспитания обучающихся. (По методике доктора педагогических наук М.И. Шиловой).
Цель исследования: определить уровень нравственного воспитания обучающихся путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя и родителей о воспитанности детей.
Участники исследования: обучающиеся 6 Г класса.
Сроки проведения исследования: октябрь.

Диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе. Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления.
Основные отношения Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстни-кам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля
3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников; 2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, сам школьник и заполняют индивидуальный оценочный лист. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.
Учитель заполняет таблицу суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и класса в целом и таблицу состояния уровня воспитанности обучающихся класса.
Таблица состояния уровня воспитанности обучающихся 5 Г класса


уровень
воспитанности
количество
учащихся

оптимальный уровень
воспитанности
в %
допустимый уровень воспитанности
в %
низкий уровень воспитанности
в %
критический уровень воспитанности
в %

2015.
26
16

50

8
40
2
10
0
0

2016
26
16
50
9
43
1
5
1
5



С целью изучения степени удовлетворённости учащихся морально-психологическим климатом классного коллектива, учебно-воспитательным процессом в классе был проведён опрос детей
«Что тебе нравится в жизни нашего класса».
Участники: ученики 5 Г класса.
Количество участников: 26.
Результаты опроса:
71% опрошенных считают любимым предметом биологию, историю и физкультуру,
90% считают свой класс дружным,
83% учащихся отмечают, что внеклассные мероприятия проводятся регулярно,
68% учащимся запомнились все мероприятия, проведённые в классе,
100% детей хотят продолжить обучение в своём классе.
По результатам опроса мы можем сделать вывод о высоком уровне взаимоотношений между детьми.
С целью изучения удовлетворённости школьной жизнью родителей 5 Г класса было проведено анкетирование.
Участники: родители 5 Г класса.
Количество участников: 26.
Результаты:
100% родителей оценивают положительное отношение со стороны учителей к их детям;
100% родителей считают, что в классе создана благоприятная атмосфера;
94% респондентов отмечают, что у их ребёнка складываются неконфликтные отношения с учителями.
Выводы родительского комитета: морально-психологический климат в классном коллективе отвечает требованиям, учащиеся чувствуют себя комфортно.
Рекомендации учителю: продолжить работу по созданию благоприятных условий для самореализации самоутверждения личности ребёнка.
\










Результаты изучения школьной мотивации учащихся (Методика Лускановой)
С каким настроением ты идешь в школу?

 
 
 
 
 
 
 
 
 














 
 
 
 


20 19 
18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

















 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

















16
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
с радостью


14
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


12
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
с привычным равнодушием


10
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


8
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
с предчувствием неприятностей


6
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


4
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
скорей бы все это кончилось


2
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


0
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


 

 
1

2

3

4