Педагогические условия коррекционно-педагогической работы с ребенком с РДА в разных видах его деятельности в системе образования.


Учебная дисциплина: Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Тема: Педагогические условия коррекционно-педагогической работы с ребенком в разных видах его деятельности в системе образования.
Занятие общеметодологической направленности в режиме интерактивной технологии «Модерация» и «Зебра»
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации психолого-педагогических знаний  по проблемам детей с ОВЗ
Содержательная цель: построение обобщенных интегрированных моделей знаний по теме: Дети с ОВЗ и включение их в общую систему практикоориентированных знаний
Задачи
Предметные:
 - формировать у обучающихся понятие нарушение дизонтогенеза - искаженного типа.
 - познакомить с существенными признаками ребенка - аутиста - формирование умений у обучающихся распознавать психолого-педагогические особенности детей аутистовМетапредметные:
 - показать важность интеграции учебных дисциплин при осуществлении практической деятельности и взаимодействия с ребенком с ОВЗ ; - развивать познавательные УУД: обработка и систематизация  информации, сравнение, анализ ; - развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность, самооценка,  взаимооценка.
-  развивать коммуникативные УУД: точное  выражение  мысли, взаимодействие,  сотрудничество
Личностные:
- умение взаимодействовать в коллективе, подгруппе
- личностное саморазвитие
- создание атмосферы сотрудничества и равноправного партнерского общения.

Технологическая карта учебного интегрированного занятия
Этапы работы
Содержание этапа
1. Организационный момент (2-3 мин.) Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Перспективно-побуждающие мотивы.
Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на нашем занятии. Те знания, которые Вы получите в ходе урока, важны при изучении других педагогических дисциплин.
2. Актуализация знаний и учебных действий (5-7 мин.) Перед тем, как перейти к изучению нового материала, что означает образование для всех, что предполагает понятие «инклюзия»
Цель учащихся: проанализировать и объяснить понятия.
3. Изучение нового учебного материала (30-35 мин.) Просмотр видеоролика, определение темы урока, постановка целей.
Специальные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что гарантирует, предоставляет ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ?
Работа в микрогруппах. Задание №1: Проанализировать статью из книги Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. 
и ответить на вопрос: «Почему детей аутистов в раннем детстве путают с детьми с нарушением слуха и зрения?» . Задание №2: Используя интернет ресурсы раскройте смысл понятий и соотнесите их применительно к детям с РДА:
Аффективная блокада
Самоагрессия .МутизмЭхолалииКомпенсаторная аутостимуляцияПолевое поведение
Задание №3: Соотнесите характерные для ребенка аутиста стереотипы с их содержанием
Изложение нового учебного материала.
4. Применение учебного материала (20-25 мин)
Работа в микрогруппах. Задание: выберите дидактический материал и продемонстрируйте игру для установления эмоционального контакта с ребенком РДА. Во время показа игр проанализируйте ее соответствие рекомендациям к проведению сенсорных игр.
Практическая работа.
Домашнее задание.
5. Подведение итога и рефлексия (10 мин.)
Рефлексия
Оценка работы каждого в подгруппе (по критериям, которые определены в таблице).
Итог.

1.Мотивация (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения обучающегося к деятельности на уроке.
Доброе утро всем. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся доброжелательной улыбкой и настроимся на рабочую атмосферу. Сегодня у нас необычное, но интересное по учебной дисциплине: «Основы коррекционной психологии и педагогики»
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин.
В 1998 году на одной из встреч Кофи Аннан сказал, что «образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
-Что предполагает образование для всех?
Образование для всех. Именно такая идеология положена в основу понятия «инклюзивное образование». Этот подход исключает любую дискриминацию детей, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Что означает понятие инклюзия, инклюзивное образование?
Сэмюэл Л.Одом (Samuel L.Odom), профессор университета штата Индиана США). “Инклюзия - это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей - типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада”.
3.Постановка учебной задачи
Цель: формулировка темы и проблемы учебного занятия, постановка учебных задач
1. просмотр видеоролика №1
Вашему вниманию был предложен ролик с выступлением доктора Комаровского, знаменитого педиатора, автора многочисленных работ по проблемам детского здоровья.
Давайте проанализируем информацию предложенную доктором Комаровским и сформулируем тему и проблему нашего занятия.
Тема: Дизонтогенез искаженного типа – аутизм.
2.Формулировка проблемы студентами: « как учитывая психолого-педагогические особенности ребенка с РДА строить коррекционно-развивающую работу в ДОУ»
3. Постановка студентами задач на учебное занятие.
4.Включение в систему знаний и повторение
Цель: актуализация межпредметных связей по учебным дисциплинам
Специальные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, законом об образовании, гарантирует всем детям право на бесплатное среднее образование.
Специальный ФГОС должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
В секторе Специального образования стандарта не существовало никогда.
Единая концепция специального федерального стандарта для детей с ОВЗ: основные положения(Авторы Н.Н. Малофеев, О.С.Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова)
В сентябре 2014 года в ряде регионов специальные ФГОС прошли апробацию, но они еще не утверждены. Проекты находятся на сайте ФИРО.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО.
-Что гарантирует, учитывает, предоставляет стандарт в отношении детей с ОВЗ?
Государственная политика в области образования детей с ОВЗ дает возможность посещения детьми- дошкольниками образовательных учреждений любого вида.
Для того, чтобы взаимодействовать, общаться, понять как, чему и для чего учить ребенка с ОВЗ нужно знать особенности психического развития.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Аутизм - особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее.
Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота
1.Давайте вспомним психологические особенности детей аутистов.
Задания для работы в микрогруппахСтол А1 задание
Проанализировать статью из книги Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. 
Ответить на вопрос: «Почему детей аутистов в раннем детстве путают с детьми с нарушением слуха и зрения?»
«Формально раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, но оно необычно с самого их рождения. Эти подозрения вызваны тем, что он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, его сложно втянуть в игру, он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.
После первого года жизни это становится особенно явным: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития. Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: что не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. Они проводят время, бесцельно передвигаясь по комнате, лазая, карабкаясь по мебели, или застывают перед окном, созерцая движение за ним, и затем продолжают собственное движение. Стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру. Общая вялость ребенка, который никого не беспокоит, не требует к себе внимания, не просит есть или сменить пеленку. Чуть позже, когда ребенок начнет ходить, аномальным оказывается распределение его активности: он «то бежит, то лежит». Уже очень рано такие дети удивляют отсутствием живого любопытства, интереса к новому; они не исследуют окружающую среду; любое препятствие, малейшая помеха тормозят их активность и заставляют отказаться от осуществления намерения».
Стол БИспользуя интернет ресурсы раскройте смысл понятий и соотнесите их применительно к детям с РДА:
Аффективная блокада
Самоагрессия .МутизмЭхолалииКомпенсаторная аутостимуляцияПолевое поведение
Стол ВСоотнесите характерные для ребенка аутиста стереотипы с их содержанием:
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя
РЕЧЕВЫЕ чрезвычайно чувствительны к перестановке предметов. Изменение в обстановке вызывает чувство страха.. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
СОЦИАЛЬНЫЕ использование необычного материала для игры часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода
ИГРОВЫЕ  наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми
 
2.Защита выполненного задания по группам, проверка правильности и качества выполнения в соответствии с эталоном с содержанием видеоролика № 2.
6. Проверка домашнего задания.
1.Защита презентации: «Классификация групп детей с РДА»
2. Защита презентации «Великие люди аутисты»
7. Формирование практикоориентированных умений и навыков
-Какая главная основная проблема встает для педагога в процессе работы с ним?
Основная проблема при РДА в том, что ребенок не может общаться. Ему действительно трудны контакты с родителями, близкими, другими людьми. Для успешного взаимодействия нужно организовать пространство общения так, чтобы оно было для ребенка комфортным и подкреплялось приятными впечатлениями.
-Что можно использовать в работе с детьми?
ЗАДАНИЕ
Выберите на ваше усмотрение дидактический материал и продемонстрируйте игру для установления эмоционального контакта с ребенком РДА.
Во время показа игр проанализируйте ее соответствие рекомендациям к проведению сенсорных игр.
Дидактический материал, предлагаемый студентам:
Мыльные пузыри;
Плавающие в воде свечи:
Пальчиковые бассейны с горохом и фасолью;
Мозаика;
Замороженные цветные кубики льда;
Коктельные трубочки и стаканы с мыльным раствором;
Пальчиковые краски.
ЕЩЕ раз вернуться к высказыванию
-Актуально ли высказывание Кофи Аннана в настоящее время?
8.Рефлексия деятельности
Цель: самооценка учащихся своей деятельности по критериям оценочного листа
Прием рефлексии «Выбор»
1. Я считаю, что занятие  для  меня  был интересным _________    скучным.
2.Я повторил  многое ___________ малое.
3. Я думаю, что слушал других внимательно _______ невнимательно.
4. Я работал  на занятии  активно ________ редко.
5. Результатами   своей работы на занятии я доволен _______ не доволен.
 
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в урок
Оценка студентами деятельности педагогов на учебном занятии по следующим критериям:
Доступность учебного материала
Логичность и последовательность изложения материала
Сопровождение деятельности в ходе групповой работы, оказание методической и практической психолого-педагогической помощи.
9. Домашнее задание: Составить глоссарий терминов использованных на занятии.
Литература:
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.  Москва, Теревинф, 2007, ISBN 978-5-901599-1
Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) С.Бенилова, Л. Давидович, Н.Микляева"Пишем и рисуем на песке". Практические рекомендации. Мариеллa Зейц http://krumax.org/topicmariella_zeyts_pishem_i_risuem_na_peske_praktiches-t=3635.html"Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение". Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. Республика Беларусь 220051г. Минск, ул. Есенина, 141