Формирование самоконтроля на уроках математики в начальной школе


Формирование самоконтроля учащихся на уроках математики Формирование самоконтроля учащихся на уроках математики Формирование учебной деятельности (УД), универсальных учебных действий (УУД) – сложный и длительный процесс. Это процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя. Компоненты УД: мотивационный; операционнный;контролирующий. Основная цель данной работы: показать систему работы по формированию самоконтроля на уроках математики, показать взаимосвязь между всеми тремя компонентами УД. Теоретическое обоснованиеПсихологи В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина считают контроль одной из важнейших составляющих учебной деятельности. Он обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно он характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова). В методической литературе акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при обучении младших школьников, разрабатываются специфические приёмы самоконтроля при формировании вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений. Обоснование актуальности проблемы На сегодняшний день развитие регулятивных УУД – обязательное требование ФГОС НОО, ООП НОО.Однако наблюдения за обучающимися, за работой коллег показывают, что в реальной практике обучение приёмам самоконтроля осуществляется стихийно. По традиции из целостной структуры учебной деятельности очень часто выпадает важный элемент - это контроль ребёнком собственных достижений, несмотря на то, что многие учебники на сегодняшний день включают соответствующие упражнения. Обоснование актуальности проблемы К шести годам (в норме) ребёнок должен прийти в школу с развитым итоговым самоконтролем . Но огромный процент детей, приходящих в школу, этим не владеют. Основными причинами являются:недостаточное (ущербное) развитие нервной системы ребёнка – функциональные нарушения в работе центральной нервной системы педагогическая запущенность ребёнка – до школы не развивалась его волевая сфера: очень часто это дети, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения; дети из неблагополучных семей; а так же дети из семей, родителей которых хочется назвать педагогически несостоятельными, безграмотными, так как они, идя на поводу у своих детей, балуя их, лишая самостоятельности, тормозят их развитие.Наиболее продуктивно начать формирование учебной деятельности у младших школьников с формирования (или развития) произвольности, то есть саморегуляции, самоконтроля в учении, которые лежат в основе всех других учебных действий. Таким образом, развитие произвольности (в том числе действий контроля) – главная развивающая задача начальной школы. Основная идея Проанализировать возможности начального курса математики (независимо от УМК) по формированию навыков самоконтроля учащихся, на их основе проанализировать систему упражнений, направленных на развитие самоконтроля у младших школьников в динамике: от итогового, к пооперационному и планирующему. Система упражнений При отработке вычислительных приёмов используем такие виды заданий, в названии или формулировке которых уже заложена необходимость проверки каждого шага при переходе на следующий этап его выполнения, это: «Круговые примеры» - невозможно перейти к следующему примеру, если допустил ошибку, следовательно, возникает необходимость в проверке и её исправлении. «Магические квадраты» - при их решении необходимость проверки каждого шага очевидна, ученик сверяет каждый раз полученный результат с контрольной суммой. Система упражнений для развития саморегуляцииЦепочки примеров с опорными знаками;Шифровки, кодирование: Например: «Расшифруй название города. В какой части он находится?»{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}156 + 139 К700 – 505 Л618 – 302 Б460 – 276 И904 – 805 Н188 + 58 Р543 - 279 Е{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}31626424619519399Берлин Система упражнений{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}«Занумерованные числа», когда в результате верного решения получаем ту или иную картинку, а если картинка не получилась, возникает острая необходимость исправить решение, то есть проверить себя:.44 .5 .6 .500 .560 .790 .780 .900 .80 .10 .2 .9.0.71 .5 6 .320 .1 .100 .90 .60 .70 Система упражненийЗадания на поиск ошибок а) в вычислениях;б) в объяснении, в развёрнутой записи, например: 40 – 16 = 40 - (10+6) = 30+6 = 36 в) в памятке, в алгоритме; г) поиск ошибок разными способами (обратным действием, прикидкой, анализируя компоненты и результат выражения), например: 320: 4 = 800, 800 >320, значит допущена ошибка; 3240 х 40 =12 960, прежде, чем перемножать числа, проверяем количество нулей в произведении, видим, что одного нуля не хватает, значит допущена ошибка, исправляем её ; 86 : 23 = 42, 42 х 23 видно, что результат явно будет больше, чем 86, да и пока ещё не учились умножать на двузначное число, значит, в решении допущена, ошибка и т. д. Система упражненийПроверка решения с помощью обратной операции – здесь очень важно приучить ребят использовать этот способ проверки не только когда об этом просит учитель или учебник, но и по собственной необходимости при проверке своей самостоятельной работы.Классификация предложенных учителем или учебником выраженийа) по способу вычисленияб) по результату в) по другим признакам, заставляющим ребёнка проанализировать, проверить свою работу Система упражненийРабота с алгоритмами – их составление (под руководством учителя и без него), самостоятельное расширение алгоритма, коррекция алгоритма и, конечно, работа по алгоритму.Работа с порядком действий:1) проставление порядка действий2) исправление порядка действий и т.д.3) решение выражений с большим количеством действий; Система упражненийРабота со схемами и памятками (по возможности составляются совместно с учащимися):Например: Порядок действий в выражениях{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1  2 х и (или) :Сначала ( ), + и (или) -   Система упражненийПоиск равносильного выражения: Например, детям предлагаются два столбика примеров, необходимо из них составить пары (примеры второго столбика получаются из примеров первого столбика при условии, что порядок действий был выбран верно):49 х 2 - 16: 4 123 + 2045: 3 + (65: 5 – 8) 3 + 9(24 +99) + (74:37 +18) 98 - 4(567 +33):200 + 6 х 12 :4 15 + 7 Система упражненийКроме того, отметим, что одним из наилучших способов формирования пошагового самоконтроля является комментирование, которое можно использовать при выполнении любого упражнения.При изучении разных тем учим детей ставить вопросы «Что я знаю?» и «Чего я не знаю?», «Что у меня получается?», «Что мне дается с трудом?» - (это обязательный этап каждого урока в соответствии с современными требованиями к уроку).ЭОР – тренажёры (с итоговым оцениванием)Очень важным моментом является использование разных форм организации взаимодействия учащихся - работа в парах и группах играет особую роль в формировании умения совместно планировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью. Распределяя между собой и выполняя поочерёдно то планирование, то контроль за ним, учащиеся учатся совместно удерживать обе эти цели. При этом постепенно отпадает необходимость внешнего контроля со стороны другого ученика: происходит слияние планирования и контроля в одном индивидуальном действии – рефлексивном контроле. Кроме того, дети, контролируя друг друга, выполняя взаимопроверку, учатся объяснять свои способы решения и доказывать их справедливость – а это формирование метапредметных и личностных УУД. Система работы с арифметическими задачами Составление краткой записи или графической модели, схемы; составление с их помощью плана решения задачи, далее решение производится в соответствии с этим планом, каждый этап контролируется.Прикидка результата (вопрос: большее или меньшее число ищем?).Составление к решённой задаче взаимообратных задач и их решение (кроме традиционной методики работы с обратными задачами используем метод противопоставления П.М. Эрдниева).Поиск разных способов решения (когда это возможно).Решение взаимосвязанных задач (УМК Школа 2100).Решение задачи с помощью уравнения + подбор уравнения к задаче.Задачи с недостающими и лишними данными.Использование интернет-ресурсов для решения задач. Система работы с арифметическими задачами Решение задач в «общем виде» - использование буквенных выражений;Подбор задачи к модели или схеме.Поиск ошибок в решении, их объяснение с доказательством,Составление задач, изменение по заданию учителя. Работа с уравнениемКроме принятой в традиционной системе обучения связи между компонентами и результатами арифметических действий, при решении уравнений используем: понятия «часть» и «целое»Для нахождения неизвестного делимого выполняем обратную операцию, рассуждаем, опираясь на схему: «Х разделили на 12 получили 8, теперь, чтобы вернуться к Х, 8 умножаем на 12.».самостоятельный поиск способов решения усложненных уравнений, составление алгоритма:Например: детям предлагается уравнение, которое является для них новым: 75 : Х = 63 – 58В результате анализа, детьми составляется алгоритм: 1. вычислить правую часть;2. получить простое уравнение;3. решить простое уравнение. ВыводСистематическое использование данной системы упражнений позволяет развивать разные виды самоконтроля учащихся, что приводит к концентрации внимания, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, даёт возможность «слабым» учащимся лучше разбираться в учебном материале, повышает продуктивность, качество знаний. При этом происходит развитие умственных действий, мыслительных операций, которое даёт возможность для развития всех структурных элементов учебной деятельности.