Статья по психологии на тему: Развитие ценностных ориентаций подростка в семье


Развитие ценностных ориентаций подростка в семье
Взросление каждого ребенка сопровождается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих переживаниях, настроениях, мнениях, отношениях. В подростковом возрасте формируется круг интересов, который в дальнейшем приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является фундаментом ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте повышается интерес к вопросам мировоззрения, морали, религии, эстетики. Это происходит за счет переноса интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. В кризисные периоды подростки оказываются самыми социально, нравственно неподготовленными и незащищенными. Это происходит из-за того, что подростки не имеют достаточно жизненного опыта, своего устойчивого мнения на происходящие кризисные явления.
В непростой ситуации оказывается современный подросток в период формирования потребности в его личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос сознания его внутренний план, становление самосознания.
В этом возрасте подростки особо остро реагируют на действия, поступки и поведение взрослых. Если слова взрослых расходятся с их действиями и поступками, то они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый, понимающий друг, с которым он мог бы без страха и стеснений обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими секретами, сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако, зачастую родители не понимают причину детских бунтов, агрессии, неповиновения и противоречивых поступков.
Всем родителям надо понимать, что подростки в это время становятся очень вспыльчивыми: подросток в это время как раскаленная лампочка. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни в разных социальных группах (семья, детский сад, школа, студенческая группа, трудовой коллектив). Такие группы, определяющие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Семья является уникальным институтом социализации. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период человека. Именно в семье дети осваивают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли. В случае неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны правильное воспитание ребенка, доброжелательное отношение к нему, любовь и забота способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только детском возрасте, но и в течение всей жизни. Все это делает семью незаменимым звеном в развитии личности. Зачастую семья формирует у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), формирует понимание норм поведения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что в семье влияние на ребенка происходит с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание оказывает огромную роль на формирование личности ребенка.
Одной из важнейших функций семьи является закладка нравственного фундамента личности: усвоение норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. Основную роль в формировании семейного климата играют эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они влияют на общую организацию семейной жизни. Психологический климат семьи влияет на формирование у ребенка гуманистических свойств личности и на определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с другими и др. Известный факт, что не только общество влияет на семью, но и семья как его необходимая ячейка, оказывает влияние на развитие общества в целом. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит именно семье.