Формирование здорового образа жизни при обучении иностранному языку через содержание урока


Формирование здорового образа жизни при обучении иностранному языку через содержание урока.
Анализ авторской программы курса английского языка Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. для 2-11 классов общеобразовательных учреждений показывает, что на каждом этапе обучения (начальном, среднем, старшем) есть темы, при изучении которых можно формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью.
Рассмотрим темы УМК “Enjoy English” для начальной школы.
Учащиеся 2-4 классов на уроках английского языка изучают и обсуждают темы, связанные со здоровым образом жизни. Во 2-ом классе путешествуют вместе с героями “Кукольного театра” и знакомятся с названиями видов спорта, спортивных игр ( цикл 2), учатся рассказывать о своих увлечениях, составляют интервью о занятиях спортом во время каникул ( цикл 2).Учащиеся начинают создавать индивидуальные мини-проекты по изученным темам.
В 3-м классе изучают лексику по теме “Продукты”, учатся составлять меню из полезных продуктов на завтрак и обед (цикл 1),узнают советы доктора Айболита о здоровье и придумывают советы для друзей, как быть здоровым (цикл 2). Учащиеся знакомятся с режимом дня сказочных героев, составляют свой режим дня и делают выводы о необходимости его соблюдения, чтобы быть здоровым. Дети слушают рассказы одноклассников о занятиях в разное время дня и сравнивают режим друга и свой.(цикл 4).
В 4-ом классе, изучая тему “ Моё любимое время года” , обсуждают влияние погоды на самочувствие человека, используя лексику по теме “Спорт” , рассказывают о планах на будущее и о своих любимых занятиях в разное время года.( цикл 1). При изучении темы “Хорошо проводим время с семьёй!” (цикл 5) узнают о хороших манерах, правилах поведения в гостях и получают навыки элементарной санитарно- гигиенической культуры. Дети учатся вести беседу за столом, угощать друга и благодарить за угощение. В 3-4 классах учащиеся создают групповые проекты по изученным темам и учатся представлять их перед классом.
Изучив тематическое содержание УМК 2-4 классов( авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.), можно сделать вывод о том, что формирование у учащихся положительного отношения к здоровью при обучении иностранному языку закладывается на начальном этапе обучения через использование различных упражнений, видов работы на уроке, выполнение творческих заданий.
Рассмотрим темы УМК 5-8 классов ( авторы Биболетова М.З.,Трубанёва Н.Н). В 5-ом классе дети знакомятся с увлечениями, занятиями в свободное время и во время каникул (цикл 3), правилами для школьников и учителей, рассказывают о своём распорядке дня , о своих достижениях (цикл 1), разбирают правила поведения дома и в гостях (цикл 2),учатся самостоятельно мыслить и делать выводы, выражать свое отношение к проблеме. Монологические высказывания учащихся оформляются в творческих альбомах. Учащиеся представляют их перед классом.
В 6-ом классе отражена следующая тематика: цикл 7 – проблемы взаимоотношений в семье; цикл 5 – забота о здоровье, здоровые привычки, поведение за столом; цикл 7- полезные увлечения членов моей семьи, домашние обязанности мальчиков и девочек, значение взаимопонимания и умения делать комплименты, цикл 8- проведение свободного времени в семье и с друзьями.
В 7-ом классе дети знакомятся с достижениями в спорте британских и американских детей, рассказывают о своих увлечениях (цикл 2); обсуждают увлечения, полезные для общества, влияние компьютера на здоровье (цикл 1), обсуждают бережное отношение к природе (цикл 1); изучают хобби, спорт, обсуждают аргументы за здоровый образ жизни (цикл 4), проблемы современных школьников ,их взаимоотношения с учителями , правила поведения в школе, проблемы курения и карманных денег (цикл 3).Во время изучения темы «Спорт- это весело» учащиеся изучают советы врача по правильному питанию и обсуждают роль витаминов в жизни человека, обсуждают тему «Здоровье -это богатство», читают рассказы о спорте и великих спортсменах.
В 8-ом классе обсуждаются темы “Проблемы экологии и здоровье” (цикл 2), «Влияние СМИ на здоровье» (цикл 3),взаимоотношения подростков в семье и в среде сверстников (цикл 4).Учащиеся защищают проекты по изученным темам. Это дает возможность выразить свое мнение и услышать мнение сверстников о своих проблемах, найти правильное решение. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы в ходе выполнения упражнений и обсуждения проблем дети поняли необходимость и важность здорового образа жизни, получили навыки ответственного поведения.
В работе с учащимися используем нетрадиционные формы уроков, такие как урок-игра «Академия Веселых Наук» , в которых преобладает групповая работа учащихся.
Представим краткое описание данной формы работы.
На начальном этапе обучения, когда дети могут рассказать и спросить о своих интересах, друзьях, месте, где живут и т.д., мы проводим урок-игру “Академия Веселых Наук”. В ходе игры дети повторяют лексику по теме, знакомятся с условиями вступления в “Академию Веселых Наук”, выполняют различные учебные задания, которые им предлагает “Магистр”, роль которого исполняет ученик 7-8 класса. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицы, оформляют коллажи. Спикер из каждой группы представляет итоговую работу группы, дети создают книгу “Это Я”. В конце игры подводятся итоги, дети исполняют гимн Академии Веселых Наук. Магистр вручает детям сертификаты о вступлении в Академию Веселых Наук. Такая форма работы нравится детям, ее можно использовать при изучении разных тем. У детей формируется позитивное отношение к полезному времяпровождению. Игра поводится с детьми младшего и среднего школьного возраста.
В 9-11 классах более серьезно и основательно изучаются темы, способствующие здоровьесбережению, изучаются проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, профессионального, любительского и экстремального спорта и его влияния на продолжительность жизни. Учащиеся обсуждают вредные и полезные привычки молодежи, их влияние на физическое и психическое здоровье неокрепшего организма, пути разрешения конфликтов, умение быть толерантным к окружающим. Учащиеся учатся формулировать и обсуждать проблемы нравственного здоровья, которые их волнуют и на которые они хотят найти ответы. Именно в УМК для старших классов сравниваются и анализируются советы школьных психологов, взрослых людей и сверстников в разных ситуациях общения.
Для обсуждения здорового образа жизни предлагаются следующие темы: 9 класс – влияние досуга на настроение и здоровье , роль средств массовой информации (цикл 1), полезные и вредные для здоровья привычки ( советы по здоровому образу жизни), пути нахождения взаимопонимания между детьми и родителями (цикл 3). В 10-11-х классах учащиеся изучают проблемы молодежи, знакомятся с различными мнениями о здоровье, обсуждают роль современных технологий в жизни молодежи , выражают свое мнение по поводу проблем жестокости и насилия, бездуховности и свободы современных подростков.
Изучая данные темы, учащиеся сравнивают информацию по России и Британии, проводят интервью, заполняют опросники, обсуждают высказывания великих людей, учатся писать сочинения и эссе. Учащиеся знакомятся с текстами по данным проблемам, обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты и защищают их перед классом.
УМК по английскому языку средних и старших классов также содержат обширный материал по проблеме здорового образа жизни.
Учащиеся среднего и старшего возраста обладают механизмом формальных операций (умеют пользоваться схемами, диаграммами, анализируют их, обобщают изученный материал). Отвечая на вопросы анкет или составляя опросные листы для одноклассников и родителей, они задумываются над проблемой сохранения здоровья. В 8 классе обсуждается влияние загрязнения окружающей среды на здоровье людей. В 7 классе в теме «Здоровье выше богатства» обсуждается проблема курения. В теме «Будь в хорошей форме» учащиеся получают полезную информацию о делении продуктов питания на разные группы, получают советы врача о здоровье, учатся понимать различную информацию о здоровом образе жизни. В 9 классе этой проблеме созвучны темы-«Будь толерантен и ты предотвратишь конфликты», «Экстремальный спорт это для тебя?»
Итогом работы по данным темам может быть пресс-конференция, ролевая игра, в которой обобщается изученный учебный материал. В своей работе с учащимися средних и старших классов мы используем ролевую игру “Встречи в Хобби-центре”. Сюжет игры таков: группа российских школьников прибывает в Британию. Представители молодежного Хобби-центра встречают их, проводят экскурсию по городу. Затем гости отправляются в хобби-центр и участвуют в обсуждении проблемы, вынесенной на повестку дня. В работе опробованы следующие темы для обсуждения со старшеклассниками: «Спорт», «Мое свободное время», «Здоровый образ жизни», «Здоровье выше богатства», «Будь в хорошей форме». В ходе ролевой игры учащиеся учатся выражать собственное мнение, участвовать в обсуждении, развиваются интеллектуальные способности школьников, расширяется кругозор, воспитывается культура общения, развивается умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. У учащихся формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Изучив тематическое содержание УМК 5-11 классов авторов Биболетовой М.З, Трубанёвой Н.Н, можно сделать вывод о том, что формирование у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни при обучении ИЯ закрепляется на средней и старшей ступенях обучения. Это происходит через различные формы работы на уроках, через выполнение упражнений и чередование видов работы- интервью, опросники, анкеты, написание эссе, через использование ролевых игр и нетрадиционных форм уроков.