Организация краеведческой работы в «Зимовниковском сельскохозяйственном техникуме имени Бабаевского П.А.»


Организация краеведческой работы
в «Зимовниковском сельскохозяйственном техникуме
имени Бабаевского П.А.»
С.Н. Стёпкина, Л.В. Языкова –
преподаватели обществоведческих дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зимовниковский сельскохозяйственный техникум имени Бабаевского П.А.»
Донская земля… О ней страстно и много с горячей любовью писал наш земляк М.А. Шолохов: «Низко кланяюсь и по-сыновии целую твою пресную землю, казачьей нержавеющей кровью политая степь». У Дона большая, богатая событиями история, неразрывно связанная с историей нашего государства. Комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней нам дает краеведческая исследовательская деятельность. Краеведение — деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины».
Краеведение играет важную роль в образовательном учреждении и реализуется в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании студентов, и, считаем, что только благодаря этому разделу истории, в полной мере, можно воспитать в молодом поколении чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.
Признавая за учебно-образовательными учреждениями приоритетную роль в формировании компетентных специалистов, квалифицированных рабочих и служащих, нельзя не учитывать определѐнные упущения в воспитании личности, в формировании человека культурного, эстетически и нравственно развитого, душевно отзывчивого на социальные запросы общества, не равнодушного к чужим бедам и проблемам. Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. Велико его воздействие на разум и на душу подрастающего поколения, поэтому считаем важной организацию краеведческого исследования в образовательном учреждении.
Краеведение в образовательном учреждении предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности как одного студента, так и студенческого коллектива под руководством преподавателя в качестве руководителя творческой группы. Данная деятельность способствует формированию таких компетенций, как «работа в коллективе и в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями, а также возможность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий».
В краеведческой работе нашего образовательного учреждения по накоплению местного материала мы можем выделить следующие направления:
История Родины в событиях Ростовской области и моем селе;
история Ростовской области;
поселок Зимовники: прошлое, настоящее, перспективы развития;
история Зимовниковского района — как все начиналось;
Зимовниковский сельскохозяйственный техникум. Этапы становления, история и традиции;
семейные династии нашего техникума;
знаменитые и выдающиеся люди Ростовской области и Зимовниковского района.
исторические памятники поселка Зимовники и Зимовниковского района.
Весь краеведческий материал, собранный по вышеперечисленным направлениям, хранится и используется я в «Музее Боевой и Трудовой Славы» Зимовниковского сельскохозяйственного техникума. Музей техникума был образован в 1977 году, практически сразу после образования нашего учебного заведения. Основными направлениями работы музея с момента его основания были история возникновения, развития поселка Зимовники и военные действия в период Великой Отечественной войны в Зимовниковском районе. Позже, в музее появилось новое направление «И труд велик, и опыт важен…», в котором обобщен материал по истории становления и развития нашего техникума, а также собирается и пополняется местный материал о преподавательском составе и выпускниках техникума. Относительно новыми направлениями в работе музея является, во-первых, сбор информации о семейных династиях наших студентов и выпускников, а во-вторых, сбор информации об исторических памятниках в поселке Зимовники и Зимовниковском районе.
Организовывает и координирует работу музея Совет музея, состоящий из преподавателей обществоведческих дисциплин и актива студентов техникума. Состав Совета музея формируется в начале каждого учебного года, а в октябре обсуждается и утверждается план работы музея на год. Одним из приоритетных направлений работы музея является подготовка экскурсоводов музея из числа студентов, которые и знакомят студенческий коллектив техникума с экспонатами музея, организовывают тематические выставки, классные часы, круглые столы. Актив музея взаимодействует с Зимовниковским краеведческим музеем, Советом ветеранов и различными общественными организациями.
В 2012 году было выпущено учебное пособие «История Донского края», в котором преподаватели истории Зимовниковского сельскохозяйственного техникума обобщили имеющийся краеведческий материал по истории Ростовской области, а именно, юго-восточных районов области. Данное пособие предназначено для обучающихся в учреждениях СПО, приоритетной целью которого является обеспечение студентов необходимыми дополнительными источниками информации по курсу «История Донского края». Студенты могут использовать тексты данного пособия при подготовке сообщений и написании докладов.
В историческом краеведении почетное место отводится изучению жизни людей и каждого человека как творца истории. Это помогает воспитывать у студентов чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Работая по данному направлению, студенты техникума принимали участие в территориальном семинаре в конкурсе исследовательских работ студентов «История моего образовательного учреждения» среди обучающихся учреждений профессионального образования Волгодонского территориального объединения. Исследовательские работы были написаны в двух номинациях «История образовательного учреждения» и «Призвание», данные работы были отмечены дипломами конкурса. Основой для написания данных исследовательских работ стал материал, собранный в рамках краеведческой работы преподавателей и студентов техникума.
Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что организация краеведческой работы в техникуме, имеет важную роль. Краеведческая деятельность в образовательном учреждении:
приобщает студентов к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению;
воспитывает на положительном примере старшего поколения ответственных и любящих свою Родину граждан;
воспитывает бережное отношение к историческому наследию Ростовской области и Зимовниковского района;
развивает навыки учебно-исследовательской работы;
развивать активность и самостоятельность студентов;
Таким образом, мы можем утверждать, что краеведческая исследовательская работа, зачастую приводит студентов к осознанию причастности к важным историческим событиям, а  история жизни самого обычного человека становится яркой и запоминающейся. Изучая родной край, история для обучающихся становится более понятной и близкой, так студенты сами приходят к выводу, что история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, историй сел и городов, стран и континентов.
Список литературы
1) Бойко, А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности : учеб. пособие / А. Г. Бойко – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 136 с.
2) Шмидт С. Краеведение это всегда краелюбие. Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004 г.
3) ФГОС СПО – 03.
4) Языкова Л.В. , Стёпкина С.Н. История Донского края. Учебное пособие. – Зимовники, 2012г.