Родительское собрание «Роль чтения в развитии интеллектуальных умений ребёнка»


Родительское собрание «Роль чтения в развитии интеллектуальных умений ребёнка» 2 класс
Задачи собрания:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
Значение книги в жизни младшего школьника.
Как развивать читательский интерес ребёнка.
Культура чтения школьника. В чём она заключается.
Подготовительная работа:
Анализ читательских интересов учеников.
Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Конкурс на лучшего читателя класса.
Подготовка памяток для родителей по развитию читательских умений детей.
Анкета для учащихся:
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в твоей домашней библиотеке?
Анкета для родителей:
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательское стремление?
- Дарите ли вы своему ребёнку книги?
- Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7 – 8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению, формируются в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай ещё хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не пойдёшь играть» и т.д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в ходе которых обучение чтению идёт непринуждённо и весело. Огромную роль играют и вечера семейного чтения, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. Сближает родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребёнок ещё долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в ней занимают сказки. Сказка – это первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет прежде всего детская классика (С Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер и др.) Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, В. Бианки, Е Чарушина и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и т.д.
2. Анализ анкет для учащихся и для родителей.
3. Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.
4. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке. Вручение родителям списка литературы для чтения в начальной школе, а также рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
Рекомендации:
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном месте.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе «Лучший читатель»
Копилка родительского опыта.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, их обсуждение и анализ.
Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день
Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты это не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если ты будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого тобой текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используя его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задания учителя.
Памятка № 2. Как готовит домашнее задание по чтению.
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ текста вслух.
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Литература.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось – 89, 2003.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.