Учебно-исследовательская работа Детское чтение для сердца и ума


ЦДТ «Алые паруса»», объединение «Исследователи»,
с.Бабка, Частинский район, Пермский край
«Детское чтение для сердца и разума»
(первое русское издание для детей при участии Н.М.Карамзина).
Выполнила Юдина Дарья, 9 класс,
ЦДТ «Алые паруса»,
объединение «Исследователи»
С.Бабка, Частинский район,
Пермский край,
Руководитель – Кузнецова Е.В.,
ПДО, ЦДТ «Алые паруса», KEV21037@mail.ru
2016
Введение
Цель, методы исследования.
Тема моей работы такова: «Детское чтение для сердца и разума» (первое русское издание для детей при участии Н.М.Карамзина). Я считаю, что этот вопрос в данное время приобретает всё большую актуальность.
Цели исследования: рассмотреть биографию Н.М. Карамзина, исследовать вклад данного человека в создании и издании первого русского издания для детей.
Задачи:
Формировать интерес и уважение к историческому прошлому, истории своей страны,
Бережно относиться к традициям России.
Развивать познавательную компетентность в процессе работы с первоисточниками, научно-популярной литературой.
Методы исследования: сравнение, систематизация
Кто же он - Карамзин Николай Михайлович?
О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного - не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился 1 декабря (12 н.с.) 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика Михаила Егоровича Карамзина. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол.
Детство Коля провел на берегу реки Волги, и картины природы Поволжья оставили в его душе сильное, неизгладимое впечатление. К чтению он пристрастился рано, читал запоем, затаив дыхание, забывая решительно обо всем. Забравшись куда-нибудь в глушь сада, на берег Волги. Он просиживал за книгами целые дни. В детстве Карамзин часто бывал в Симбирске и даже учился там в пансионе немца Февеля. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. В пансионе было обращено особое внимание на изучение языков, и Коля вскоре сделал значительные успехи, чем обратил на себя особое внимание Шадена, директора, по свидетельству Фонвизина «сей ученый муж имеет отменное дарование преподавать лекции…». Он давал мальчику хорошие книги, водил к иностранцам, чтобы доставить своему любимцу случай поупражняться по-французски. Преподаватели пророчили ему не то что Московский - Лейпцигский университет, да как-то не получилось. Исключительная образованность Карамзина - его личная заслуга. Окончив пансион в 1783 году, поступил в военную службу – как и полагалось дворянскому юноше - в Преображенский полк, один из лучших, в Петербург. Там он познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего «Московского журнала» Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога».
Жизнь Карамзина
Вскоре Николай Карамзин вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе, играл в карты, танцевал на балах, поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. Вскоре Карамзина увидел И.П.Тургенев, известный литератор. Он убедил молодого человека ехать с ним вместе в Москву, что и случилось в конце 1784 года. В Москве Тургенев ввел Карамзина в лучший и единственный интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя Новикова. Николай Новиков всегда брался за великие дела и никогда не останавливался на полпути. Он тратил на просвещение свои силы, средства, жизнь. Новиков предложил Карамзину переводы разных иностранных сочинений по педагогике. Карамзин согласился, в результате появилось «Детское чтение».
Детское чтение для сердца и разума
«Детским чтением» Карамзин заведовал с другом своим Петровым, который знаком был с древними и новыми языками, человек просвещенный и благородный. «Они оба питали страсть к познаниям, к изящному, и это заставило их прожить долгое время в тесном согласии под одною кровлею у Меньшиковой башни, в старинном каменном доме»,- так писал Дмитриев о них. К сожалению, Петров рано умер. Четыре года пробыл Карамзин среди членов «Дружеского общества», постоянно занимаясь литературой. Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает в первом русском детском журнале «Детское чтение для сердца и разума». Только для этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц. Карамзин для своего времени - писатель номер один.
С 1787 регулярно публиковал свои переводы «Времен года» Томсона, «Деревенских вечеров» Жанлис, трагедии У. Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».left000
В 1789 в журнале «Детское чтение...» появилась первая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия». Из всего этого видно, что его занятия, интересы, даже знакомства были чисто литературными. Политикой он совершенно не интересовался. Перед нами скромный труженик, всегда приветливый, добрый, с любезною склонностью к меланхолии. Он мечтал лишь о том, чему суждено было скоро осуществиться – о заграничном путешествии.
Путешествия Карамзина - издателя
Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию. Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного «Московского журнала», в котором была напечатана большая часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Флор Силин», очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи – «Аглая» (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и «Аониды» (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793); «Сиерра-Морена» (1795); стихотворения «Меланхолия», «Послание к А. А. Плещееву» и др. К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: «Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными». Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы. Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
В 1802 - 1803 годах Карамзин издавал журнал «Вестник Европы», в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть «Марфа Посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения. Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России» (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку – «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений. В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
«История государства Российского»
«История Государства Российского»есть не только создание великого писателя,но и подвиг честного человека. А. С. Пушкин
В 1804 Николай Карамзин приступил к созданию «Истории государства Российского», над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов «Истории» - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.
В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет - разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? «Есть», - ответил Карамзин. Теперь - писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось! Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» и много чего еще. Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории. Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой - подробный, написанный большим мастером, рассказ - это для простого читателя; во второй - обстоятельные примечания, ссылки на источники - это для историков. Карамзин пишет брату: «История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам». Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом
Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов «Истории Государства Российского». Тираж - страшное дело! - 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей. Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.Все бросились читать. Мнения разделились. Одни говорили - якобинец! Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что «сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда». «Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть». За что же так? Прежде всего - за независимость суждений. Это не всем нравится. Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.
- Монархист! - восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы. Да, главный герой «Истории» Карамзина - российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин «пролил слезы», узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: «Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое». Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики. Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: «Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства». Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном. Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например, покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того, как именно совершалось покорение вольного северного города. Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на «Историю Государства Российского» как на один из источников «вредных» мыслей.
Оказывается, у меня есть Отечество!
Первые восемь томов «Истории Государства Российского» вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!» И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались «Историей» все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
14 декабря
Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась «вредной» для самодержавия. И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. «Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам».
После восстания Карамзин смертельно заболевает - простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды - рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха. Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, - вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина. Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер на междуцарствии 1611 - 1612 года. И вот последние слова последнего тома - о маленькой российской крепости: «Орешек не сдавался"»
С тех пор прошло много лет. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, - сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись - единственная в своем роде и больше такой не будет. Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: «Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру».
Заключение
Любовь к своей стране, гордость ее былою славою - основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство - ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить. Именно мы с вами - настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки… «Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин – человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, – это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России» .
Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. Настоящий патриот - это тот человек, который не только любит свою Родину, но и никогда не предаст ее. Родина! Малый и любимый уголок земли, где ты появился на свет, сделал первые шаги. Пожалуй, не найдёшь такого человека, которого бы не интересовала история родного края, история своей малой родины. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.
Сведения, собранные здесь, окажут помощь при подготовке школьников к урокам краеведения. Работа может заставить задуматься о том, что мы в ответе за наше будущее и наше прошлое. Для написания этой работы было изучено множество документов, содержащих информацию о Николае Михайловиче Карамзине. Нужно отметить, что поиск и изучение материалов осуществлялся совместно с моей мамой, Любовь Ивановной, директором Частинской районной библиотеки, большую помощь оказала мне руководитель нашего объединения «Шапка Мономаха», педагог дополнительного образования, педагог-психолог ЦДТ «Мечта». Я очень им благодарна! Анализируя материалы, мы пришли к такому выводу, что они представляют интерес для изучения и являются носителями полезной информации.
Литература
1. Гуковский Г.А. Русская литература 18 века, Москва, Аспект Пресс, 1999, стр.423 -450.
2. Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф.Павленкова, биографические очерки, Челябинск, Урал, 1994.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах.Т.2-3/Под ред. А.Н.Сахарова.-М.:Наука, 1991. 832с.
4. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений- Ростов - на - Дону, Феникс,1999, 608 с.
5. Лотман Ю.М Сотворение Карамзина, М.,1997, с.42, с.308.
6. Рыжов К. Сто великих россиян, Москва, Вече, 2001, 349 – 355.
7. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М.,1983. с.231.