Родительское собрание Формирование нравственных качеств у детей


№ 3 Родительское собраниеТема: «Воспитание нравственных качеств у детей шестилетнего возраста»
Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.
ХОД СОБРАНИЯ
(Слайд 1.) Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Тема нашего собрания «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста».
(Слайд 2.) Свое выступление хочу начать со слов А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы.
(Слайд 3.) Разъясним сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
(Слайд 4.) Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.
(Слайд 5.) Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
(Слайд 6.) Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
(Слайд 7.) Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»
(Слайд 8.) «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.
Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
(Слайд 9.) Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:
Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
Культура речи ребёнка.
(Слайд 10.) Будем помнить о том, что красной нитью нашего разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. Хочется, чтобы духовные ценности стояли у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.
(Слайд 11.) Законы семьи:
Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
Закон значимости похвалы для ребёнка.
Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
(Слайд 12.) Рассмотрим несколько ситуаций. Ситуация № 1.
« У входа в школу стоит розовощёкая девочка – первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.Подхожу поближе, спрашиваю:- Чем ваша дочь болеет?- Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!Тогда обращаюсь к девочке:- Разве ты сама не моешь обувь?- А мне мама не разрешает мыть!Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной»
(Слайд 13.) Поведение родителей определяет поведение детей.
(Слайд 14.) Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям. О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми? Ещё один пример рассказан в ситуации № 2.
(Слайд 15.) «В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!». Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!». Завязалась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричала мать, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.
Когда отец узнал о случившемся, он сказал: «Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».
(Слайд 16.) Прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делайте поспешных выводов! Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.Стоит задуматься, как сделать так, чтобы ценности семьи, добра остались, чтобы не воспитать в ребенке чёрствость, жестокость, грубость.
Вот несколько советов.
(Слайд 17.) Совет 1. Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
(Слайд 18.) Совет 2. Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной Уделяйте ему больше свободного времени Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах
(Слайд 19.) Совет 3. Эффективным способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи. Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учится доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами
(Слайд 20.) Совет 4. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем. Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.
(Слайд 21) Совет 5. Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!!!
Для того, чтобы выживать ребёнку в этом мире – ему необходимо 4 объятия в день.
Для того, чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.
Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.
(Слайд 22) Завершить свое выступление хочется словами Себастьяна Брандта:
«Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример ему.Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, что с лихвой получитОт них все то, чему их учит.Не волк воспитывал овец,Походку раку дал отец.Коль видят нас и слышат дети,Мы за дела свои в ответе.И за слова: легко толкнутьДетей на нехороший путь.Держи в приличии свой дом,Чтобы не каяться потом».
(Слайд 23) Здоровья Вам и удачи в воспитании детей! Спасибо за внимание.