Научная статья на тему: Формирование ценностного отношения к природе родного края как основа самосознания будущих механизаторов

Жигалкина Т.А.
преподаватель Тимского филиала
ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум
имени В.М. Клыкова»
Формирование ценностного отношения к природе родного края как основа самосознания будущих механизаторов.
Аннотация: В данной статье рассматриваются методы формирования экологической культуры и экологического сознания студентов, чья профессиональная деятельность в дальнейшем будет связана с непосредственным воздействием на окружающую среду.
Ключевые слова: Экологическое сознание, ценностное отношение к природе, экологическая культура.

Социальная и экономическая модернизация России потребовала реформирования системы общего и профессионального образования. Данная реформа в большей степени направлена на формирование грамотного, эрудированного специалиста. Однако, развитие, обучение и воспитание по-прежнему остаются взаимосвязанными и взаимодополняющими компонентами учебного процесса. Проблема ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского и научного знания. Ценностное отношение отражается в мировоззрении, убеждениях, действиях личности, оно является сознательным компонентом структуры личности и оказывает содействие творческому освоению мира. Ценности и их приоритеты определяют нормы морали, которые закладываются в основания культуры и пронизывают все сферы общественной жизни и становятся регуляторами поведения индивида. Ценности являются регулятором потребностей, способом коррекции поведения и деятельности человека в социоприродной среде. Ценностное отношение к природе формируется благодаря осознанию человеком значения природы в удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей. Оно проявляется в системе позитивных установок человека и определяет характер его деятельности в природе. Особое значение ценностное отношение к природе, к родной земле приобретает тогда, когда культура земледелия является основополагающим направлением будущей профессиональной деятельности [1, с.5-6].
Издавна земледельцы стремились поднять продуктивность растений, создать для них наиболее благоприятные условия жизни, чтобы получить больше полезных продуктов: зерна, масла, сахара, волокна, фруктов и ягод, овощей и т. д., - одним словом, добиться высокого урожая. И в наше время над решением этой задачи работают во всем мире ученые, агрономы и другие специалисты сельского хозяйства. Многое для этого уже сделано. Ныне существует стройная система агрономических знаний, которая дает ответ на вопрос, как получить высокий урожай, разработаны современные системы земледелия, позволяющие повысить продуктивность полей в десятки раз [3, с.12].
Однако еще более важным является то, чем обернется хозяйственная деятельность человека для земли. И тут на первое место выходит система моральных и этических ценностей человека, работающего на земле. Совершенно очевидно, что «заставить» беречь почву нельзя; «принудить» к тому, чтобы люди жили по совести, тоже вряд ли получится [2, с.49]. Нам, преподавателям, остается только, взывая к тому, что есть лучшего в человеке, попытаться привить понятие ценностного отношения к природе и родной земле.
Ценностное отношение к природе выступает как интегративная характеристика личности, сочетающая в себе мировоззренческие и морально-нравственные качества личности, проявляющиеся в системе избирательных связей человека с природой, признании ценности природы и умении делать выбор в пользу экологически обоснованных деятельности и поведения [3, с.51]. Отношение к природе может рассматриваться как составная часть экологической культуры личности, а экологическое образование обладает огромным воспитательным потенциалом, что обусловлено высокой мировоззренческой значимостью экологических знаний, значением экологических знаний в понимании законов природы и практической деятельности человека.
Методы каждый преподаватель выбирает сам из множества существующих. Это и корректирование воспитательных целей и задач; и включение в учебное содержание ценностных компонентов; системное взаимодействие когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов содержания экологического образования; введение в учебное содержание знаний, связанных с практической деятельностью и производственным обучением; использование технологий личностно ориентированного обучения; воздействие на эмоции учащихся информацией о природе и природных объектах; творческий обмен ценностями между учащимися и преподавателем; обеспечение эмоционального восприятия личностью общечеловеческих ценностей; организация общения учащихся с природой в целях воздействия на эмоции, чувства и интеллект [4, с.6-7].
На мой взгляд, на формирование экологического сознания любого человека оказывают влияние - экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках дисциплины «Биология» и находят практическое подтверждение на занятиях профессионального цикла. Во время обучения формирую следующие представления: почему поле, лес, луг называют природными сообществами; к каким последствия приводит нарушение целостности этих сообществ; как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах и др.
·[6].
Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды [7]. Экологические знания на протяжении ряда уроков преобразуются в убеждения, доказывая молодым людям, необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Большую практическую значимость приобретают экологические знания на уроках профессионального цикла. Так, при изучении профессионального модуля «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» ребята не только получают сведения о составе и свойствах почвы, но и о методах сохранения и повышения её плодородия. Изучая тему «Способы обработки почвы», будущие трактористы знакомятся с понятием «минимальная обработка почвы», и учатся обосновывать выбор способа обработки, прогнозировать последствия своего выбора. Обширный материал для размышления по вопросу культуры земледелия и экологического воспитания представляет собой тема «Методы защиты растений». Обучающиеся в качестве заданий для самостоятельной работы выполняют проекты по разработке мероприятий защиты растений от вредителей, болезней и сорняков с учетом конкретных природных и производственных условий. Чувство ответственности за принятие решений возрастает от осознания того, что ребята разрабатывают природоохранные мероприятия для своего села или района. Разрабатывая рабочую программу, старалась чтобы практически каждая тема модуля содержала рекомендации по внедрению экологически обоснованных мероприятий в рамках современных систем земледелия. У обучающихся на основании полученных знаний формируется стойкое убеждение, что можно достигать значительного повышения урожайности сельскохозяйственных культур при бережном отношении к природе.
Одним из действенных механизмов формирования экологической культуры, обучающихся является вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность. Так в рамках предметной недели биологии и химии в нашем учебном заведении ежегодно проводится фотовыставка «Земля моя», на которой представлены работы студентов. Ребята снимают знакомые с детства пейзажи и заново переосмысливают роль человека в сохранении родной природы.
Экологические вечера также проводятся при активном участии обучающихся. Живейший отклик у ребят находит просьба собрать сведения об экологической обстановке в своем регионе. Студенты исследуют состояние водных, воздушных, почвенных и человеческих ресурсов в Тимском районе, анализируют полученную информацию. При этом ребята должны продемонстрировать умение обобщать материал, давать собственную оценку, прогнозировать экологическую ситуацию. Обсуждение проблемы должно вселить уверенность, что общими усилиями, согласованными действиями удастся улучшить состояние экосистем родного поселка и района в целом.
По моему убеждению, экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственного опыта взаимодействия с природной средой. Цели и задачи экологического обучения и воспитания могут быть представлены одним общим понятием формированием экологической культуры.
Экологизация должна выступать как одно из основных стратегических направлений развития образования, ведущих к оздоровлению общества и формированию нравственных и творческих людей, способных реально вывести биосферу из критического состояния.

Список литературы
Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 2013. – с. 116.
Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. 2001. № 4 (16). c. 48-56.
Модернизация России как условие ее успешного развития в ХХI веке. - РОССПЭН, 2010 - 13 c.
Ушачев И.Г. Интеграция – важнейший фактор развития агропромышленного комплекса стран СНГ // АПК: экономика, управление, 2011. – № 7. – С. 3-12.
http://www.aseko.org/. Экологическое образование. Образование для устойчивого развития.
Газета «Биология» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.