Формирование нравственных качеств дошкольников посредством классической музыки


"Формирование нравственных качеств дошкольников посредством классической музыки"
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу
крыльями, способствует полету воображения;
музыка придает жизнь и веселье всему существующему…
Ее можно назвать воплощением всего прекрасного
и всего возвышенного. »
ПлатонВ раскрытии нравственных качеств ребёнка велика роль музыки. С давних времён музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, отключать его от реальной ситуации, вовлекая в мир чувств и образов, обеспечивать особую концентрацию энергии. Понимать музыку – это значит чувствовать её всем своим существом.
Когда мы говорим о воспитании нравственных качеств дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственных качеств воспитания дошкольников являются появление и утверждение в личности сформированности этих качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает нас в настоящем. Какое бы образование не получил человек, музыка всегда присутствует в его жизни. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы классической музыки сохраняются всегда.
Классическая музыка, воздействуя интонационно на чувства, сознание ребёнка, активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение, является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Нравственные и духовные ценности, запечатлённые в музыке, передаются только через сопереживание, качество, которого так не хватает в современной жизни.
Современные ученые доказали тот факт, что именно посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление. Поэтому развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку лучше всего в детском возрасте, создавая фундамент культуры личности как части его нравственной культуры в будущем.
Для формирования нравственных качеств у дошкольников посредством классической музыки, в своей работе, я использовала дополнительную общеразвивающую программу «Вдохновение», составленную мною с учетом программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева. Эта программа предусматривает использование музыки русских, зарубежных классиков и современных композиторов. Изучаемые произведения доступны, близки дошкольникам по тематике, жанрам, музыкально-образному строю.
В содержание каждого занятия входит слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка становится для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Классическая музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности.
На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. В занятиях органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность детей.
Для слушания и исполнения подбираются только высокохудожественные, мелодичные, доставляющие наслаждение своей красотой классические произведения, с яркой мелодией, ясной формой, богатой гармонией.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых воспитания нравственных качеств. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
В репертуаре программы много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Так же программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
В процессе занятий о музыке разных жанров, о композиторах разных эпох отмечается тесная связь с художественным словом, произведениями известных художников, что способствует общему эстетическому воспитанию.
Создание проблемных ситуаций при сравнении различных видов искусства – музыки, поэзии, живописи, использование вариативных показов знакомых движений, активизирует творческую самостоятельность детей, способствует быстрому и точному освоению навыков и умений. Фантазируя свои импровизированные движения дети учатся передавать смену характера музыки, передавать различные образы, учатся находить выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию.
На занятиях предусматривается использование интересного и яркого наглядного материала:
-репродукции;
-дидактический материал;
-малые скульптурные формы;
-музыкальные инструменты;
-аудио- и видеоматериалы.
Для удержания внимания детей, создания интереса в программе используются игровые приемы, ситуации занимательности, смена музыкальных видов деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность, торжественность или праздничность. Смена окраски речи переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.
Интересно наблюдать за их реакцией детей во время слушания музыки. Некоторые ребята очень эмоциональны. Кто-то начинает двигаться под музыку, кто-то не может не сдержать улыбки или слёз. Дети, слушая музыку, играя на музыкальных инструментах, импровизируя в передаче музыкальных образов, отражают свои музыкальные впечатления в продуктивных видах деятельности. Это осуществляется на интегрированных занятиях. На таких занятиях в занимательной игровой форме закрепляются полученные умения и навыки. Играя, мы вместе переживаем ту или иную ситуацию, и усвоение знаний происходит как бы изнутри. 
Я неоднократно замечала, насколько дети, занимающиеся музыкой, способны к сопереживанию, они легче могут войти в положение другого человека, они менее конфликтны. И это объяснимо: исполняя музыкальное произведение, они живут одними мыслями и чувствами, которые продиктованы им музыкальным шедевром.
Одним из видов работы в формировании нравственных качеств у дошкольников является взаимодействие детского сада с детской музыкальной школой №5, где предполагается совместная работа МДОУ центра развития ребенка - детский сад №69 «Ладушки» и МОУ ДОД «Детской музыкальной школой №5» с целью развития творческого воображения детей в процессе восприятия разножанровых музыкальных произведений, знакомства детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров (звучание, иллюстрации), истории их возникновения.
Проведение концертов, музыкальных гостиных учениками и преподавателями музыкальной школы для дошкольников способствовало расширению представлений у детей о видах музыкальных инструментов, о стилях, жанрах музыки. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Через соприкосновение с "живым" звучанием инструментов внутренний мир ребёнка раскрывается наиболее полно. Вырабатывается исполнительская культура, способность через музыкальные образы отличить хорошее от плохого. Воспитывается ценностное отношение к музыке, которая выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения (манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание интересно и содержательно проводить свой досуг. То есть, искусство способствует раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека.
Беседы сопровождались показом репродукций картин, дающих представления о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано то или иное произведение, звучали те, или иные музыкальные инструменты.
Музыкальные встречи, проводимые в рамках проекта взаимодействия, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке у дошкольников.
Обогащая духовный мир ребенка, музыка является составным компонентом всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее образование и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен
Изучая классические шедевры мы способствуем выработке различных нравственных качеств. Главная практическая польза занятий искусством в том, что они делают детей духовно богаче, развивают нравственные качества личности, такие, как патриотизм, чувство прекрасного, уважение к человеку труда и чести, и как говорил В. А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека» .