«Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств детей с ОВЗ».


Практическая деятельность
Нескородева Людмила Владимировна, учитель физической культуры.

Северский район
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат пгт. Ильского








«Телесно-ориентированный подход в формировании
интегративных качеств детей с ОВЗ».












2015 г.


«Если бы я потерял свое тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь - значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно - начало и конец моего существования».
Иван Ильин, русск. Философ
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Ребёнок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения, экспериментирования. Поведение так или иначе соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.
Целостное представление о себе может сформироваться у ребёнка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Для новорожденного ребёнка – его тело – это весь его мир, и телесные ощущения – единственный канал общения с окружающим миром. Ориентируясь на телесные ощущения, ребенок познает себя и то, что его окружает. Таким образом, работа с кинестетикой – один из важнейших факторов формирования целостной личности ребёнка.
Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка является кинестетическая, формирование интегративных качеств у детей целесообразно с использованием телесно-ориентированного подхода путем экспериментирования с собственными телесными ощущениями и возникающими в ответ на это чувствами в безопасной обстановке.
Безопасная обстановка создается в процессе ведения тренинга, где обязательно выполняется ряд условий:
- одно и то же время и место проведения занятий;
- на занятия не допускаются посторонние
- основная форма организации пространства – круг, чего не предусматривается в традиционной системе занятий;
- отсутствие категории оценки: дети просто проживают всё происходящее, где каждый ребёнок является участником эксперимента, предлагаемого в упражнении, и таким образом приобретают некий опыт, который индивидуален у каждого ребёнка и не «подгоняется» ни под какой стандарт.
Таким образом, дети привыкают к тому, что ценность имеет каждый человек и его уникальный опыт. Опыт, полученный в ситуации отсутствия оценки повышает уверенность в себе. Научившись познавать себя и окружающий мир конструктивно в безопасной обстановке, дети переносят этот навык на все остальные ситуации, что является одним из главных ориентиров и критерием успешности педагогической работы с ребёнком в современном обществе.
Телесно-ориентированный подход можно применять для формирования таких интегративных качеств, как:
- физически развитый;
- активный;
- овладевший способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- имеющий первичные представления о себе;
- овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Формирование данных качеств с применением телесно-ориентированных методов можно интегрировать в различные виды деятельности детей с ОВЗ:
Собственно психологическая работа (групповая (тренинговая) и индивидуальная работа.
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия.
Физкультминутки во время собственно образовательной деятельности.
Организация режимных моментов (одевание-раздевание и т.п.).
Организация игровой деятельности.
Занятия в группе ЛФК
Тренинговое занятие «Моё тело – это Я».
Ритуал приветствия.
Ведущий предлагает участникам встать в круг, взяться за руки. (Если участники группы не знакомы между собой и с ведущим, каждый по очереди называет свое имя (например, Маша)). После чего все хором пропевают: «И Маша здесь». Если все знакомы, пропевают имена сразу. Так по кругу.
Этот ритуал очень важно повторять в начале каждого занятия именно потому, что имя имеет особое значение для человека. Как пишет М.В. Осорина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»: «Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» здесь, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени». Именно с помощью взрослого, когда он называет его по имени, ребенок испытывает ощущение «Я есть и я знаю, кто я, значит, я существую в этом мире и я значим».
Для работы с дошкольниками целесообразно ввести в пространство тренинговой группы сказочного героя, который будет помогать участникам выполнять те или иные задания и/или отвечать на сложные вопросы.
Правила группы.
Ежик предлагает следующие правила поведения на занятиях:
говорить по одному;
никого не обижать, никого не унижать;
если не знаешь, что делать, обратись к Ежику или к ведущему. Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос Ежику, что-то ему сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь к Ежику».
(Ритуал приветствия и правила принимаются на первом занятии, а на всех последующих – повторяются).

Разминка «Лесные жители проснулись».
Ведущий: «Сегодня мы совершим путешествие в Страну Чувств и Ощущений и помогут нам в этом путешествии наши друзья – жители волшебного леса. Утро в лесу.
- Гномики проснулись, сладко потянулись (потянуться).
- Нос, рот, голова (руками касаемся частей тела),
- Уши, щеки, лоб, глаза,
- Плечи, плечи,
- Шея, грудь –
- Не забыть бы что-нибудь!
- Ноги: топ-топ, (топнуть)
- Руки: хлоп-хлоп (хлопнуть).
- Раз – туда, (правая рука – в сторону)
- Раз – сюда (левая рука – в сторону).
- Это – «нет» (покачать головой),
- Это – «да» (покачать головой).
- Начали одеваться (показать).
- Гномики умылись (показать), встать не поленились. (Ведущий: «Что вы чувствуете после такой зарядки? Какие ощущения возникли в вашем теле?»)
- Вышли гномы на крыльцо (открываем дверь),
- Солнце светит им в лицо (подняли голову, зажмурили глаза),
- Зайцы в гости к ним спешат (шагаем),
- В барабаны все стучат (шагаем и стучим в барабаны: руки согнуты в локтях,
запястья напряжены, имитируем барабанную дробь).
- Пошумели, постучали, в гости всех друзей созвали!
- И мы подарочки возьмём, в гости к гномикам придём!
Упражнение «Лепим пирожки».
Ведущий: «С чем же мы пойдем в гости к гномам? С пирожками! Давайте приготовим их сами!». Участникам раздаётся солёное тесто. Мы мнём его в руках и описываем свои ощущения (какое оно: мягкое, прохладное, приятное и т.д.). Замесили тесто и начинаем печь пирожки, приговаривая:
- Я пеку, пеку, пеку, всем друзьям по пирожку.
- Подарю их от души. Угощайтесь, малыши!
Ведущий: «А теперь мы понесем наше угощение лесным жителям! (Кладем пирожки на подносы и шагаем по «лесной тропинке»). Представьте, что у вас под ногами лесная тропинка. Приятно по ней идти?
Ой, мы нечаянно наступили на сучок! Что вы чувствуете? Потрем ступню, чтобы не болела. Продолжаем идти и снова под ногами у нас песчаная лесная тропинка.
Ах, что это упало на плечо? Шишка! Что вы почувствовали? Потрем плечо и пойдем дальше!
Ух, какой ветер поднялся! Что вы чувствуете? Прижмем руки к телу, чтобы согреться
Вот и снова выглянуло солнышко! Что вы чувствуете? Расправили плечики, вдохнули полной грудью, выдохнули.
Ведущий: «Я уже вижу домик гномиков! Вот и наши друзья! Давайте угостим их нашими пирожками и пригласим в путешествие по Стране Чувств и Ощущений. Только где же эта страна находится? (В нашем теле)
Упражнение «Моё тело – это Я». Ведущий: «Давайте расскажем нашим друзьям,
из каких частей состоит тело человека. Могут отдельные части нашего тела жить отдельной жизнью, например, ноги сами по себе гуляют, руки в это время рисуют, тело спит? Что тогда может произойти с человеком?
- Покажите, как гуляют ваши ноги; рисуют руки; спит тело. (Ведущий обращает
внимание на то, что при показе отдельных движений остальные части тела участия в них не принимают). Как вы себя при этом ощущаете?
Что вы поняли? («Моё тело – это Я сам»).
Упражнение «Что в тебе и во мне общего?» Ведущий делит всех участников на
пары, рассаживая их таким образом, чтобы получился внешний и внутренний круг: «Давайте обсудим, вы разные или одинаковые? Что между вами общего и чем вы друг от друга отличаетесь? (Дается время для обсуждения 2-3 минуты). А теперь давайте расскажем об этом гномикам!»
Ведущий: «Наше путешествие подходит к концу. На прощание наши друзья дарят нам волшебные кисти и краски, мелки и карандаши, чтобы мы смогли нарисовать Страну Чувств и Ощущений. А теперь мы прощаемся с нашими друзьями и по лесной тропинке возвращаемся обратно».
Упражнение «Рисуем Страну Чувств и Ощущений». Ведущий: «Вот мы и
вернулись! И теперь я предлагаю нарисовать вам страну, по которой мы сегодня путешествовали. (Участникам группы предлагаются: лист ватмана, краски, кисти, карандаши, мелки).
Завершение. Ведущий: «Понравилось вам путешествие? Было интересно? Что вам
больше всего сегодня понравилось?»
Спасибо!
До свидания!



















Литература
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М., 2003.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2001.
Жизненные навыки для дошкольников/под ред. С.В.Кривцовой (курсы повышения квалификации).
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М., 2007.
Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и с миром. – М., 2002.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2004.












Заголовок 115