Современные подходы к профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними

Современные подходы
к профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними.

Одной из актуальных задач современной Российской школы является воспитание антинаркотической устойчивости учащихся. В настоящее время употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков,,,), к сожалению, стало одной из наиболее серьезных молодежных проблем.
ПАВ (психоактивные вещества)- любое химическое вещество/смесь/ естественного или искуственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный /лечебный/ характер, так и отрицательный, например, деградация психики при злоупотреблении наркотиками. Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. А психоактивные вещества, вызывающие привыкание запрещенные законодательством, - наркотиками.

Виды психоактивных веществ (ПАВ)
По происхождению ПАВ и наркотики делятся на:


·Растительные

·Полусинтетические (синтезируемые на основе растительного сырья)

·Синтетические,
а также делят по способу действия на организм. Не все ПАВ являются наркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами. Разделение психоактивных веществ может также проводиться как по их химическому строению, так и по действию, которое они оказывают на поведение человека.
Некоторые ПАВ растительного происхождения
Нелегальные в РФ:

·Кодеин (из мака)

·Кокаин (из коки)

·Морфин (из мака)

·Эфедрин (из хвойника)
Легальные в РФ:

·Кофеин ( из листьев чая, зерен кофе, листьев мяты)

·Никотин (в махорке, табаке)

·Теофиллин (в чае, какао)

·Этанол (в алкоголе)
Факторы риска употребления ПАВ:
Группы факторов:

Факторы риска

Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые;
Утрата или болезнь одного из родителей
Ссора со сверстниками

Хронически действующие психотравмирующие ситуации;
семейные конфликты
школьная неуспеваемость

Эмоциональная депривация;
недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки
разлука с семьей

Индивидуально-личностные факторы;
личностные проблемы (одиночество, улучшение настроения)
возрастные проблемы (подростковый период и ранний юношеский возраст)
предрасположенность к риску
желание быть в центре внимания
любопытство

Факторы социальной среды;
социально-экономический статус семьи
социальное сиротство
снижение моральных устоев в обществе
излишняя или недостаточная родительская опека
потребление ПАВ родителями
семейное попустительство
.


Мотивы и причины употребления ПАВ подростками

·Протест против норм взрослого поведения;

·Протест против родительского отношения;

·Групповое самоопределение (пропуск в компанию, найти место в группе);

·Самоутверждение в среде сверстников;

·Подражание лидерам;

·Любопытство и экспериментирование;

·Отсутствие учебной занятости;

·Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира);

·Улучшение настроения;
Основные группы подходов в профилактической деятельности:

·По механизмам возникновения и распространения наркопатологии

·По степени вовлечения в наркогенную ситуацию

·Подходы в решении проблем наркотизма .
Основные подходы в проф.деятельности

·Эпидемиологический подход

·Медицинский (клинико-биологический)

·Психо-социальный (аддиктивный)

·Семейный подход

·Психолого-педагогический

·Манипуляция сознанием

Эпидемиология исследует условия, при которых возможно существование и распространение болезней, разрабатывает методы защиты от них населения.

Почему эпидемия? «По международным экспертным оценкам, наркомания – это один потребитель наркотиков на 1000 человек. Сейчас у нас по стране этот показатель равен в среднем один на 100, а есть регионы, где среди молодежи уже один на 10.»
Наркотик –товар. Рынок поддерживается за счет потребителей (спроса). Каждый вновь начинающий наркоман приводит в наркопритоны до 12 человек в год. Заболевание переходит от человека к человеку
Непрерывность течения эпидемического процесса поддерживается взаимодействием 3-х обязательных факторов:
1)Источника причинного фактора (ПАВ)
2)Механизма передачи причинного фактора (способ перехода причинного фактора от больного к здоровому)
3)Восприимчивости и устойчивости отдельного человека, а также группы людей или всей популяции населения (группы с высокой восприимчивостью или низкой устойчивостью относят к группам риска. Их выделение позволяет обеспечить адресность профилактических воздействий).

При устранении одного из этих факторов течение эпидемического процесса и, следовательно, распространение заболевания прекращается.
Кроме этого, выделяют факторы, ускоряющие и замедляющие развитие заболевания после первичного заражения (факторы риска и факторы защиты).
Медицинский подход

·Зависимость от психоактивных веществ является заболеванием мозга, сходным по своему течению с другими хроническими болезнями и проявляющимся комплексом поведенческих нарушений, являющихся результатом взаимодействия генетических, психосоциальных факторов и влияния окружающей среды (Национальный институт медицины США, 2001).

·Подобный взгляд на указанную проблему сформировался ранее и в России в результате исследований последних 25 лет.

·

·Таким образом, важнейшей задачей является изучение биологических механизмов зависимости от психоактивных веществ, так как только знание патогенеза может обеспечить разработку эффективных методов лечения и профилактики какого-либо заболевания.
Пути влияния ПАВ на организм человека
1.ПАВ специфически влияют на определенные системы и структуры мозга, вызывая, таким образом, развитие синдрома зависимости. Именно этот синдром является ведущим в клинической картине наркологических заболеваний.
2.Наркотики и алкоголь обладают токсическим воздействием практически на все внутренние органы и системы организма.
3.Влияние наркологической патологии родителей на потомство. Многочисленными медико-генетическими исследованиями доказано, что у детей, родившихся от больных алкоголизмом или наркоманиями, существенно повышен риск развития этих заболеваний. Кроме того, у большинства из них выступают те или иные характерологические и поведенческие расстройства: повышенная возбудимость, агрессивность, склонность к риску, развитию депрессивных состояний и т.д. Потребление алкоголя матерью в период беременности приводит к развитию алкогольного синдрома плода, а использование ею наркотиков может стать причиной рождения ребенка с сформировавшейся наркотической зависимостью.
Как свидетельствуют современные научные факты, нейрофизиологические механизмы развития зависимости от ПАВ базируются в стволовых и лимбических структурах мозга (катехоламиновая нейромедиация), в тех его областях, где располагается так называемая система подкрепления. Эта система участвует в обеспечении регуляции эмоционального состояния, настроения, мотивационной сферы, психофизического тонуса, поведения человека в целом, его адаптации к окружающей среде.
Единство механизмов развития зависимости от психоактивных веществ

·Идентичность стержневых механизмов развития зависимости и клинической картины ее проявлений в динамике различных наркологических заболеваний указывает на принципиальное единство биологических механизмов всех форм химической зависимости.

·Общее звено в механизме фармакологического действия психоактивных веществ – влияние на катехоламиновую, в частности, дофаминовую нейромедиацию в системе "подкрепления" мозга – обуславливает их способность вызывать синдром зависимости.

·При этом каждое химическое вещество, прием которого приводит к формированию синдрома зависимости, обладает, помимо общего для всех таких веществ действия, своими особыми, частными фармакологическими эффектами. Совокупность этих частных и общих для всех ПАВ эффектов и определяют специфику клинической картины, характерную для той или иной отдельной формы зависимости.
Профилактика в рамках представлений медицинской модели ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование о негативных последствиях приема психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье.
Психо-социальный подход (аддиктология)


·Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению (Segаl, Когоlепkо,1990), аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния.

·В основе аддиктивной модели профилактики - представления о том, что у человека имеются различные потребности и различные способы их удовлетворения. Неудовлетворенная потребность рассматривается как причина аддиктивности.

В основе аддиктивности человека можно обнаружить определённые основные потребности, к числу которых относятся:
а) безопасность, уверенность, удобство;
б) необходимость быть свободным/свободной; стремление быть самостоятельным, принимать решения, экспериментировать; иметь приключения;
в) потребность быть уникальным, важным, значимым;
г) потребность в любви, общении, принадлежности;
д) стремление расти и быть сильнее, потребность во власти, конкуренции;
е) потребность в том, чтобы делиться, делать добро, помогать, поддерживать;
ж) стремление к получению удовольствия;
З) встреча с Богом, поиск опоры внутри себя
Известна также иерархия потребностей по А. Маслоу . Экзистенциально-аналитическая теория эмоций Альфрида Лэнгле (фундаментальные мотивации – занимать жизнь как пространство, стремление к ценности жизни, иметь право на свою собственную жизнь, стремление к открытию смысла)

Реализация этих потребностей в реальной жизни может быть значительно затруднена и ограничена, что вызывает чувство хронического психологического дискомфорта.
Прием наркотиков рассматривается как стремление искусственным способом изменить свое психическое состояние, как один из способов реализации различных потребностей.

·Цель профилактической работы в рамках этой модели – развитие определенных психологических навыков в осознании своих потребностей, творческом поиске разнообразных способов их удовлетворения, в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотика.


·Семейный подход. Семья как социальная система
С появлением теории систем (Грегори Бейтсон, 1948) впервые стало возможным рассматривать человеческие существа не отдельно друг от друга, а как группу, в которой каждый реагирует таким образом, чтобы поддержать гомеостаз системы, и поэтому у поведения появились причины в настоящем.
Утверждалось, что стабильность семейной системы поддерживается с помощью самокорректирующихся процессов обратной связи, и при попытке что-либо изменить (с конкретным индивидом) эти процессы активизируются.
Идея о том, что семья или любая другая группа является системой, поддерживаемой процессом обратной связи, добавило ещё одно измерение в объяснение человеческого поведения, в том числе и в объяснение поведения, связанного, например, со злоупотреблением наркотиками и другими ПАВ или другими «симптомами» у детей.
«Пришло ошеломляющее понимание, что по-видимому, люди делают то, что они делают, реагируя на действия других людей» (Джей Хейли, 1980 и др.).
Следовательно, профилактика нарушений поведения человека должна строиться на профилактике нарушений функционирования социальных систем, прежде всего, семьи.
Предполагается, что для решения проблемы необходимо изменить социальный контекст, в котором проявляется проблема. Этим контекстом обычно является семья.
Психолого-педагогический подход

·связана с представлениями о стратегии построения деятельности педагогического коллектива, обеспечивающего целостное развитие и самоопределение молодого человека, способного к самостоятельной жизнедеятельности в существующих социально-экономических условиях, не нуждающегося в изменении психического состояния с помощью психоактивных веществ.

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. ЗНАЕТ (СВОИ НУЖДЫ, негативные последствия приема ПАВ)
2. УМЕЕТ (УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ)
3. В СОСТОЯНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЗДЛ
4. СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОИМ СОСТОЯНИЕМ, НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ

Выработка психологических умений и жизненных навыков
К числу обязательных навыков, регламентируемых в Стандарте, относятся:
навыки эффективного общения, которые формируются в коммуникативных тренингах, а также в групповых формах образовательной деятельности – это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы;
навыки принятия решений, формирование функциональной копинг-стратегия (coping – от англ. преодоление стресса, совладание с ним) - стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки, которая формируется в тренинге навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки.
навыки психической саморегуляции. Целью тренинга психической саморегуляции является формирование умений лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля. В ходе тренинга подростки учатся управлять своей самооценкой, уважать себя, контролировать, хвалить, критиковать, не бояться смотреть на себя правдиво, эффективно действовать.
Структура и основные направления комплексной профилактики наркомании и токсикомании
Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
1) первичную профилактику, адресованную гражданам, не имеющим опыта употребления наркотических, токсических и психотропных средств. Цель – предупреждение приобщения к злоупотреблению ПАВ. Приоритет позитивной профилактики, основанной на развитии внутренних ресурсов ребенка.
2) вторичную профилактику, адресованную гражданам, эпизодически употребляющим ПАВ, но не имеющим признаков болезни (зависимости). Осуществляется в виде комплекса социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации. Цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека и окружающую его микросреду.
3) третичную профилактику, адресованную гражданам, имеющим признаки наркопатологии. Цель – предотвращение срывов и рецидивов заболевания, восстановление личностного и социального статуса больного.
Система реабилитационных мероприятий
адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним с аддиктивным поведением, избавленным от биологической зависимости, но сохраняющим психологическую зависимость и находящимся в социальном окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, и имеет цель формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения, провоцирующего аддиктивное поведение.
Участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов рассматривается в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации.
Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны
Методика измерения «Отношение к здоровью и ЗОЖ»
С. Дерябо, В. Ясвин, кандидаты психологических наук, кафедра экологической психологии Московского городского психолого-педагогического института
ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. ЗДЕСЬ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО РЕШЕНИЕ СОБСТВЕННО МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ, НО И АКТИВНАЯ РАБОТА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНИКОВ, И ПЕДАГОГОВ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОПРЕДЕЛИТЬ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ И ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ, А С ДРУГОЙ- ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВОДИМОЙ В ШКОЛЕ РАБОТЫ.
Проведение теста и перспективы его использования
Тест «Индекс отношения к здоровью» может проводиться со школьниками начиная с подросткового возраста. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и социального опыта. Не менее интересным представляется и диагностика отношения к здоровью как родителей, так и самих педагогов. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке. Вначале целесообразно выяснить значимость (доминантность) отношения испытуемых к здоровью, причем без объявления «истинной» цели тестирования, поскольку иначе результаты окажутся завышенными. Представляются возможными следующие направления использования теста в коррекционной работе школы по формированию отношения школьников к своему здоровью и здоровому образу жизни:
Сама процедура проведения те ста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью, поскольку, как показывает опыт использования аналогичных тестов, отвечая на вопросы, школьники и педагоги иногда впервые задумываются над соответствующими проблемами.
Результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских кампаний, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью, помогать руководству школы и педагогам оценивать устойчивость достигнутого эффекта.
Данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у школьников, родителей, педагогов и выявления особенностей этого отношения в различных группах испытуемых, что позволит руководителю определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания и концентрации образовательных ресурсов.
При сотрудничестве школьного медицинского персонала и школьного психолога возможно создание банка данных об отношении всех учащихся учебного заведения к своему здоровью, что позволит вести с ними персональную коррекционную работу.
Общий банк данных позволяет анализировать возрастную динамику отношения школьников к своему здоровью, выявлять «кризисные периоды», что может служить психологической базой для разработки в школе соответствующих валеологических программ, коррекционных методик и методических пособий, выработки стратегий валеологической пропаганды.
При наличии методики, диагностирующей по объективным медицинским показателям общее состояние здоровья школьников, возможно самостоятельное комплексное использование такого медицинского теста и психологического теста «Индекс отношения к здоровью». При этом наличие отрицательной временной динамики может оказаться эмоционально значимым фактором, побуждающим людей изменить свое поведение и образ жизни. И, наоборот, положительная динамика может стимулировать активно сохранять свое здоровье и достичь в этом еще больших успехов.
Значимость (доминантность) отношения к здоровью в вашей жизни.
Инструкция 1. Выразите степень значимости (важности) для вас различных составляющих вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите три наиболее важные и три наименее важные, с вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
хорошие вещи, материальное благополучие; . общение с природой;
общение с друзьями и другими окружающими людьми;
любовь (семейная жизнь);
здоровье, здоровый образ жизни;
труд (профессия, учеба, интересная работа); духовность (нравственность, саморазвитие).
Наиболее важные для меня Наименее важные для меня
L
2.
3.
Как подсчитывать результаты?
Значимость (доминантность) отношения к здоровью в вашей жизни. Первой ценности из трех, которые были выбраны в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй второй, третьей третий. Первой ценности из трех, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй шестой, третьей пятый. Ценности, не вошедшей ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвертый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем.
Если такая ценность, как «здоровье, здоровый образ жизни», получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высокодоминантным (значимым); если третий, четвертый или пятый ранг - оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой - ему свойственна низкая доминантность отношений к здоровью.
1 этап тестирования
Определяем ранги:
Наиболее важные для меня
1 – 1 ранг
2 – 2 ранг
3 – 3 ранг
Наименее важные для меня
1 – 7 ранг
2 – 6 ранг
3 – 5 ранг
4 ранг не вошедшая ценность
Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем.
Интерпретация 1 этапа теста «здоровье, здоровый образ жизни»
первый или второй ранг – высокая доминантность (значимость);
третий, четвертый или пятый ранг –средняя доминантность;
шестой или седьмой –низкая доминантность отношения к здоровью.








Уважаемые ребята!
Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое кажется более подходящим для вас.
Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», если Б, то зачеркиваете квадратик с буквой «Б», нарисованные между двумя высказываниями.
Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А». Аналогично если вам больше подходит вариант Б.

Желаем успеха!
1. А. Если бы у меня на теле 1.Б. Я обратил бы на него внимание, появилось какое-либо пят- когда оно стало бы нышко или безболезненное достаточно большим, вздутие, то я заметил бы это
очень быстро.
2. А. Когда я от нечего делать 2. Б. Я их просматриваю более пролистываю какой-нибудь внимательно в первую очередь журнал, различные статьи о
здоровье я просто пропускаю.
3. А. Если мне предложат про- 3. Б. Я предпочту оставаться водить свои выходные в груп- дома и заниматься своими пе здоровья или спортивном делами.
зале, я, конечно, этим воспользуюсь.

4. А. Я решительно вмеши- 4. Б. Пожалуй, я не всегда при- ваюсь, если кто-то из моих лагаю к этому достаточно близких начинает совершать усилий и зачастую готов с поступки, которые вредят этим смириться.
его здоровью.
5. А. Я обычно не обращаю 5. Б. Мне это сразу же бросает- особого внимания, если у ся в глаза.
моего собеседника не совсем
чистые зубы, не подстриже-
ны ногти и т.д.
6. А. Я выписываю или поку- 6. Б. Я не трачу на это свои паю газеты, журналы и кни- деньги.
ги по проблемам здоровья.
А. Если позволяет время, 7. Б. Я все равно лучше спокойно я стараюсь пройти куда мне подъеду на автобусе, трол- нужно пешком. лейбусе и т.д.
А. Когда я выбираю пода- 8. Б. Я часто делаю именно та- рок кому-то из членов своей кие подарки, потому что они семьи, мне не приходит в го- кажутся мне вполне подхо- лову купить что-либо из дящими.
предметов личной гигиены.
9. А. Когда я выпиваю стакан 9. Б. Я прежде всего просто уто- свежего фруктового сока, я ляю жажду.
замечаю прилив бодрости,
энергии во всем организме.
10. А. Когда знакомые в ком- 10. Б. Я с, удовольствием вклю- пании начинают говорить о чаюсь в беседу, различных процедурах по
сохранению здоровья, мне
становится просто скучно.
А. Я стараюсь уклонять- 11. Б. Они являются хорошим ся от различных обязатель- стимулом, чтобы позабо- ных профилактических об- титься о состоянии своего следований.организма.
А. Мне удалось заинтере- 12. Б. Я не предпринимал таких совать своих знакомых кни- попыток.
гами и статьями о здоровом
образе жизни.
А. По-моему, те, кто на- 13. Б. Я даже завидую им, ведь ходит удовольствие в том, забота о своем здоровье чтобы в 5 утра бегать в тру- это радостное и увлекательное- сах по улице, это не совсем занятие, нормальные люди.
А. Я стараюсь знакомить- 14. Б. Такие люди для меня не ся с людьми, которые много более интересны, чем(другие). знают о том, как поддержи-
вать свое здоровье на долж-
ном уровне.
А. Я редко задумываюсь 15. Б. Я в целом придерживаюсь о том, правильно ли я пита- правил здорового питания, юсь.
А. Я никогда не писал по 16. Б. В своей жизни я уже делал собственной инициативе за- нечто подобное.
меток о здоровье в журналы,
газеты, стенгазеты и т.п.
17. А. Порой у меня возника- 17. Б. Любая боль в организме
ет такое ощущение, что орга- это всего лишь определенная
низм как будто хочет сказать реакция нервной системы.
мне, чем ему помочь, если в
нем что-то разладилось.
А. Когда в гостях по пред- 18.Б. У меня вызывает интерес ложению хозяев квартиры я другая литература, просматриваю их библиоте- ку, мои глаза сами останав- ливаются на книгах о под держании здоровья.
А. Когда я покупаю зуб- 19. Б. Для меня это очень важно, ные пасты, кремы, жеватель- потому что я во всем стараюсь ные резинки и т.п., я практи- учитывать, как это чески не ориентируюсь на их повлияет на мое здоровье, «оздоровительный эффект»,
подчеркиваемый в рекламе.
20. А. Мне приходилось обу- 20. Б. У меня недостаточно для чать других людей способам этого собственного опыта, улучшения своего самочув- ствия.
21. А. У меня не вызывают 21. Б. Я полностью разделяю особой симпатии люди, кото- чувства таких людей.
рые из чувства брезгливости
никогда не пользуются чужой
тарелкой, кружкой и т.п.
22. А. Я никогда специально 22. Б. Мне приходилось это делать. не разыскивал литературу, в
которой описываются ред-
кие методики оздоровления
организма.
23. А. Я ежедневно подолгу 23. Б. Я уделяю время на свое занимаюсь оздоровлением здоровье только в случае - своего организма, несмотря необходимости.
на другие важные дела.
24. А. Я никогда не принимал 24. Б. Я состоял в таких движениях участие в работе различных
движений, борющихся за
здоровую окружающую среду

Результаты определяются с помощью приводимого ниже «ключа». За полное соответствие ответа с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, 2 балла, за стрелку в противоположную сторону 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, 0.
Ключ
1.А 5. Б 9. А 13. Б 17. А 21. Б («эмоциональная шкала»)
2. Б 6. А 10. Б 14. А 18. А 22. Б («познавательная шкала»)
З.А 7. А 11. Б 15. Б 19. Б 23. А («практическая шкала»)
4.А 8. Б 12. А 16. Б 20. А 24. Б («шкала поступков»)
Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке) и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности».
Для того, чтобы получить важную возможность сравнивать между собой результаты разных испытуемых, необходимо выполнить еще одну простую процедуру. Полученные «сырые» баллы переводятся в так называемые «процентили» с помощью таблицы.

Процен-тиль
Эмоциональная шкала
Познавательная шкала
Практическая шкала
Шкала поступков
Интенсивность

0
5 и менее
-
0-2
-
13 и менее

4
6
0-1
3-4
1-2
14-18

11
7-8
2-3
5-6
3
19-23

23
9
4-5
7
4-5
24-28

40
10-11
6
8-9
6
29-34

60
12
7-8
10-11
7-8
35-39

77
13-14
9-10
12-13
9
40-44

89
15-16
11
14
10
45-49

96
17-18
12-18
15-18
11-18
50 и более

Цифровое значение «процентиля» показывает, сколько процентов школьников в массовой школе (согласно специальным статистическим данным) имеют показатель отношения к здоровью более низкий, чем у данного испытуемого (в данном случае, чем у вас!).
Например, вы получили 8 баллов по «шкале поступков», что соответствует 60-му «процентилю» (по таблице). Это значит, что ваш показатель выше, чем у 60 % российских школьников. Или ваш показатель «интенсивности» отношения к здоровью составляет 42 балла 77-й «процентиль». Это значит, что ваше отношение к здоровью и здоровому образу жизни проявляется сильнее, чем у 77 процентов учащихся. Другими словами, ваш результат соответствует уровню 23 % наиболее высоких показателей отношения к здоровью в среде учащихся. В этом случае вы как руководитель можете служить примером для своих учителей и учащихся.
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным (витальным) проявлениям своего организма, насколько восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что отношение к здоровью в большой степени проявляется в эмоциональной сфере. Человек способен наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни, и т.д. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу. Забота о здоровье для него это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, он «глух» к жизненным проявлениям своего организма, не «видит» эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов.
Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме. Высокие баллы говорят о том, что человек проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию, но сам не проявляет активности в ее поиске и т.д. Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются или организовываются другими людьми, вторая насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия. Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что человек активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом и т.д. Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринимать, если этого от него потребует ситуация.
Шкала поступков. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья на других людей, на общество в целом.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что человек активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоровую жизненную среду. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается «личным делом» этого человека, он не стремится как-то изменить свое окружение и т.д. Показатель интенсивности отношения получается путем суммирования баллов по четырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется. Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека существует высоко сформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.



































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515