Материал для семинара Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков


«Профилактика компьютерной зависимости» Педагог-психолог Ляшкова Ирина Анатольевна Для обычного школьника социальная сеть — это инструмент для самовыражения и общения. Общаются в социальных сетяхМинск 97,6%Минская область 92,1% В сети «В Контакте» 98% Чем привлекает Интернет детей и подростков? разнообразное общение;любопытство и информационный голод; поиск новых форм самовыражения; анонимность и виртуальная свобода (моделирование множеств «Я»);обретение чувства общности и принадлежности к группе;зарабатывание денег (киберспорт) Неумение работать с компьютером и ориентироваться в интернет- пространстве в современной молодежной среде может быть приравнено к неумению писать и читать! Опасности Интернета:«Компьютерная зависимость», которая сопровождается выраженными психическими проблемами.Отрицательное влияние на психику подростка некоторых компьютерных игр, on-line игр. Вредное влияние на здоровье (излучение от компьютера, снижение зрения, боли в спине и т.д.) Психологический террор(насмешки, оскорбления, запугивание), направленный на то, чтобы вызвать у другого сверстника страх и тем самым подчинить его себе. Приставание или «обхаживание» в сети-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения. Появление цифровых наркотиков в Интернете (оказывают такое же действие, как реальные наркотики) Причины возникновения компьютерной зависимости дефицит общения в семье или среди сверстников; неудовлетворенность окружающим миром; нарушение социальной адаптации;невозможность самовыражения; отсутствие социальной значимости в жизни Поведенческие признаки зависимости у подростков • Снижение успеваемости, систематические прогулы. • Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого и наоборот. Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.• Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, друзьям.• Значительное эмоциональное отчуждение.• Ухудшение памяти и внимания.• Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.• Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.• Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.• Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.• Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные. Симптомы компьютерной зависимости ребенок проводит почти все свое время возле компьютера, при этом испытывает эйфорию и с большим трудом отвлекается на еду и сон;не может самостоятельно остановиться;агрессия и депрессия в случае отсутствия доступа к компьютеру;предпочтение виртуальному общению и играм, отсутствие друзей, и он не выходит из дома гулять на улицу;все интересы подростка сосредоточены на компьютере, но при этом он не занимается программированием;смена режима дня и проблемы со сном;снижается успеваемость в школе;недовольство реальным миром и собой;не следит за собой;мигрени и боли в спине. Особенности психологии детей и подростков, повышающие риск возникновения зависимости Слабость самоконтроляНеустойчивая самооценкаНеуверенность в себе, своем будущем, поиск своего места в миреСлабая социальная позиция, невозможность в полной мере контролировать свою жизньМалое количество навыков и умений, недостаток компетентности Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости учащихся и взрослых В начальной школе строго отслеживать содержание игр.Контролировать длительность работы за компьютером.Чередовать работу за компьютером с другой деятельностью.Учителям в своей внеклассной работе делать акцент на сотрудничество с родителями.Воспитывать чувство семейной и коллективной общности. Одиночество –повод и основание для ухода в виртуальный мир.Помочь ребенку в реальной жизни выстраивать дружеские отношения со сверстниками.Всегда искать возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности.Повышать уровень компьютерной грамотности. Спасибо за внимание и терпение!