Технологическая карта урока музыки Острый ритм — джаза звуки (3 класс)

Технологическая карта урока 

Организационная информация:

Предмет
Музыка

Класс
3 класс

Тема
«Острый ритм – джаза звуки»

Образовательная программа по предмету (автор)
Е. Д, Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Автор/ы урока (ФИО, должность)
Рябцун Лариса Петровна, учитель музыки

Образовательное учреждение
МБОУ СОШ№4

Республика/край
Владимирская обл.

Город/поселение
г. Александров

Описание урока:

Тип урока
Урок «открытия» нового знания.

Время реализации урока
45 минут

Цели урока
Осознание роли серьёзной и лёгкой музыки в жизни человека на основе восприятия и исполнения джазовых композиций.

Задачи урока
Формирование духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям мировой музыкальной культуры.
Овладение опытом творческой деятельности, умений и навыков коллективного музицирования и личностно-оценочных суждений о роли музыки в жизни.
Овладение умениями и навыками групповой работы и проектной деятельности.

Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятя, занятия)
Предметные:
Знания:
основные особенности джазовой музыки – мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;
краткую историю возникновения джазовой музыки;
имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.
Умения:
воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;
выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;
отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.
Личностные:
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;
Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

УУД
Личностные УУД:  
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями;
воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;
составление домашней фонотеки.

 Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, а также при решении проектных задач;
формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

 Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации;
формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий);
поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.

Познавательные УУД:
поиск и использование в практической деятельности информации о джазовом искусстве;
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования;
осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения джазовых музыкальных произведений, своего участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.

Структура и содержание урока:

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1 этап урока: Приветствие. Организационный момент (2-3 мин)

Организовывает активную деятельность учеников.
Вход в класс под джазовую музыку. Музыкальное приветствие. Распевание. Вокальные упражнения.
Под звучание джазовой музыки учащиеся организованно занимают места около своих парт. Вместе с учителем дети повторяют музыкальное приветствие «Доброе утро!» на разных языках. Учащиеся выполняют упражнения на развитие дикции, дыхания, слуха и голоса.
Закрепляют различные способы распевания, в игровой форме запоминают правила правильного пения, дыхания, произношения слов.
Организованный вход под музыку.
Совместное распевание, вокально-хоровая работа.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учениками. Осознание значимости совместной работы всего класса.
Точное выполнение упражнений.
Самоопределение, волевая установка на качественное выполнение всех действий, мотивация на творчество.

2 этап урока: Мотивация учебной деятельности (10-12 мин)

Подведение к формулированию темы урока.
Сегодня мы – юные исследователи. Мы будем находить ответы на вопросы: «Что такое музыкальный звук? Каким бывает музыкальный звук? Каково воздействие музыки на человека?»
На доске закрыты 4 большие буквы Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов о средствах музыкальной выразительности. Каждый правильный ответ – открывается одна буква. Открывается слово: «ДЖАЗ».
Отвечают на вопросы. Фронтальная беседа.
Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.
Учащиеся приходят к выводу, что на уроке мы будем говорить о джазовой музыке.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный ранее материал.
Создание атмосферы эмоционального комфорта. Мотивация на активное творчество. Участие в коллективном обсуждении проблем.

Отвечают на вопросы
Умение грамотно строить коллективную работу

Подведение к формулированию цели и основных задач урока.
Используя метод АМО выяснения целей и опасений, учащимся предлагается определить цели и затруднения, которые могут возникнуть в процессе урока.
АМО выяснений целей и опасений.
Учащиеся заполняют карточки с изображениями ромашек (цели) и тучек (опасения), по одному изображению для каждого учащегося.
Учащиеся ставят перед собой конкретные цели; предполагают, какие затруднения могут возникнуть во время работы. На доске оформляется цветочная поляна.
Оформляют карточки, совместно украшают доску.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов.
Выполняют инструкции учителя-модератора
Целеполагание, самоопределение, умение ставить учебные задачи, прогнозирование результатов деятельности.

3 этап урока: Постановка учебной задачи (3-5 мин)

Создание проблемной ситуации.
Ученикам предлагается определить стиль прозвучавшей ранее музыки (джазовая музыка), при помощи средств музыкальной выразительности доказать, что это джаз.
Учащиеся самостоятельно анализируют музыкальный фрагмент. Проблема в том, что для учеников это новая тема, которая ранее подробно не изучалась.
Анализ музыкального произведения, выявление общих и отличительных черт музыки, понимание значения термина «стиль».

Беседа.
Развитие навыков использования речи для регуляции своего действия. Участие в коллективном обсуждении проблем.

Фронтальная работа
Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.


4 этап урока: Открытие нового знания
· (7 мин)
Построение выхода из затруднения

Эпиграф: «Если вы, слушая музыку, не пританцовываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз». Л. Армстронг
Используя презентацию. Учитель в занимательной форме рассказывает историю рождения и развития джаза.

Познание разнообразных явлений окружающей действительности, музыкальной культуры
Совместное слушание и обсуждение поставленных проблем.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учениками.
Работа над терминами:
спиричуэлс,
блюз,
регтайм,
джаз-бэнд.
Планирование собственных действий в процессе восприятия информации о музыки.

Учащимся предлагается сравнить несколько джазовых фрагментов
Слушание музыкальных фрагментов, пропевание главных музыкальных тем.
Работа с учебником.
Изучают новый музыкальный материал. Размышления о музыке, используя карточки средств музыкальной выразительности.
Работа в парах.
Участие в коллективном обсуждении проблем. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.
Умение сравнивать, видеть общее и различие.

5 этап урока: Первичное закрепление (5-7 мин)

Знакомство с песней «Острый ритм». Проблемный вопрос: о какой главной отличительной особенности джаза говорится в этой песне?
Творческо-продуктивный метод.
Игра «Ритмическое ЭХО».
Изучают ритмический рисунок песни, импровизируют свои ритмические фигуры. Работа с учебником.
Знакомство с терминами «синкопа» и «пунктирный ритм». Овладение словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и размышления о музыке, музицирования.
Коллективное творчество, индивидуальные импровизации.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, импровизации музыки, а также при решении проектных задач.

Игра «Выбери инструменты». Учитель предлагает выбрать из предложенных музыкальных инструментов те, что входят в джаз-бэнд.
Используя сигнальные карточки (зеленая – входит, красная – не входит, желтая – не знаю), учащиеся дают ответы на поставленный вопрос.
Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.


Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



6 этап урока: Вокально-хоровая работа (10 мин)

Работа над песней «Дело было в Каролине» Р. Бойко.
Вывод: «Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах». Дж. Гершвин
Метод мини-проектов.
Разучивание песни в американском стиле. Инсценировка песни по группам (элемент соревновательности)
Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке в процессе творческой деятельности.

Работа в группах
Инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения,
работа в творческой группе.
Коллективное творчество.

Формирование волевых усилий, мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке

7 этап урока: Рефлексия деятельности. Домашнее задание (1-2 мин)

Проанализируйте нашу работу. Закончите предложение: Теперь я знаю, что .
Я умею

Отвечают на вопросы. Словесная оценка работы на уроке. Анализируют, совпали ли цели, поставленные в начале урока с достигнутыми результатами.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Оценка своего участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Оценка деятельности класса. Оценка своей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Составление домашней фонотеки.
Самостоятельный поиск джазовых музыкальных произведений.
Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.
Индивидуальная работа.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Самостоятельная поисковая деятельность.
Самооценка на основе критерия успешности, прогнозирование результатов деятельности.



Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в опоре на продуктивно-творческую деятельность. На уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, такие как владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, а также освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. В работе используются инновационные педагогические технологии. Урок содержит элементы проблемного обучения и проектной деятельности, в нем сочетаются фронтальная и групповая работа, частично-поисковый и исследовательский методы. Урок построен в форме лаборатории: Мы – юные исследователи. Основополагающие вопросы темы: «Что такое музыкальный звук? Каким бывает музыкальный звук? Каково воздействие музыки на человека?» Одна из главных задач урока: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры. Урок вводит учащихся в необыкновенный мир джазовой музыки, знакомит с главными стилистическими особенностями, терминами и понятиями. Учащиеся овладевают начальными навыками исполнения песен в джазовом стиле, развиваются творческие способности и воображение.

Ресурсы, оборудование и материалы
Музыкальны инструмент, проектор, компьютер, музыкальный центр, презентация, тексты песен для вокально-хоровой работы, карточки средств музыкальной выразительности и музыкальных инструментов, карточки с изображениями ромашек и тучек, ручки, скотч для активных методов обучения, сигнальные карточки для игры «Выбери музыкальный инструмент» и метода рефлексии на финальном этапе урока, детские музыкальные инструменты (маракасы).

Список учебной и дополнительной литературы
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2014.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2014г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
Критская Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012
Музыкальный словарь: Начальная школа / Сост. М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2012
Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4C, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак