Методические указания к проведению классного часа на тему Совесть


Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Методическая разработка
классного часа на тему:
«Совесть»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории
Бербасова Т.В.
2016г.
АННОТАЦИЯ
на методическую разработку классного часа на тему:
«Совесть»
Совесть… Особое чувство, присущее человеку и отличающее его вместе с процессом мышления от остального животного мира. Для человека совести основу нравственности представляет суд над самим собой, его мысленный диалог внутри себя, в котором он сам и защитник, и обвинитель.
Для подростка характерным является осознание чувства совести, играющего роль внутреннего судьи. Если у подростка не развито чувство собственного достоинства, сочувствия, справедливости, дружбы, то и с совестью у него не будет благополучно, а ведь она очень важна для регуляции собственного поведения. Чувство совести побуждает, к тому же, подростка и старшеклассника к самовоспитанию.
Данная методическая разработка позволяет ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Автор работы: Т. В. Бербасова
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Рецензия
на методическую разработку
классного часа на тему «Совесть»
преподавателя высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Бербасовой Т. В., 2016 г.
По содержанию методическая разработка выполнена в полном объеме, отвечает требованиям учебно-воспитательного процесса.
По построению методическая разработка логически выстроена, содержит все элементы тематического классного часа.
Работа задевает действительно актуальную в задачах расширения кругозора студентов и воспитания нравственных качеств тему, подчёркивается значимость совести как главного качества человека.
Имеется подробная технологическая карта классного часа, разработанная преподавателем.
Изложенный материал доступен, терминология соблюдена, определения и понятия соответствуют требованиям к оформлению методических разработок.
Работа способствует воспитанию нравственных качеств студентов.
Методическая разработка рекомендуется к использованию для осуществления воспитательного процесса студентов всех специальностей техникума.
Дата
Рецензент // Н. А. Шундрина
Преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «СХТ» г. Бугуруслана
Технологическая карта (план) классного часа
Тема занятия Совесть Группы Дата
11 Б, 31 Т, 11 Т 24.03.2016
Цели занятия Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью; способствовать нравственному воспитанию, формированию нравственных понятий о совести
Обучающая: уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние.
Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Межпредметные связи: обществознание, история, литература
Средства
обучения, оборудование Технические: ПК, проектор, видеодоска
Наглядные: мультимедийная презентация, видеоролики, музыкальная аудиозапись
Вид занятия Внеклассное
Применяемые технологии Информационно-коммуникативная, репродуктивная, проблемных ситуаций
содержание занятия

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: 2
- проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости; - эмоциональная рефлексия (смайлики) 2 Мотивационный момент: беседа 3
- стихотворение «Три мудреца» - тема заседания, цели 3. Высказывания известных людей 2
4. Пословицы и поговорки о совести 2
5. Вопрос-тест 1
6. Рассказ «Осколки в сердце» 3
7. Роль совести в жизни человека 2
8. Упражнение игра «Стыдно-не стыдно» 4
9. Совесть и православная вера 2
10. 10 заповедей 2
11. Просмотр видеоролика «Священнослужитель о совести » 5
12. Ситуационные задачи, обсуждение 6
13. Упражнение «Раскаяние» 2
14. Просмотр видеоролика «Закон бумеранга» 2
15. Рефлексия 2
Преподаватель Т. В. Бербасова
(И.О. Фамилия)
Ход классного часа
1. Организационный моментКлассный руководитель. Добрый день! Сегодня я хочу пригласить вас принять участие в откровенном разговоре. 2. РефлексияКлассный руководитель. В начале нашего занятия я бы хотела узнать ваше настроение: поднимите смайлики настроения.Классный руководитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.3. Чтение стихотворения классным руководителем.Однажды предрассветною поройТри мудреца склонились надо мной,И я спросила их, поднявши веки:– Что главное, скажите в человеке?– Что самое главное в человеке? А еще?Ответы обучающихся: Добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.– Конечно, разум – первый мне ответил.С ним каждый путь и правилен и светел.– Благодарю, что просветил меня.Я поклонилась, голову склоня.Второй ответил: – Воля на пути,Который нужно с гордостью пройти,Чтобы достойно подойти к концу.Я поклонилась в пояс мудрецу.Да нет, не то, – заволновался третий.Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…Классный руководитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?Да нет, не то, заволновался третий.Дослушайте, что строго он ответил!Невелика моя об этом повесть,Но главное у человека – совесть! 4. Сообщение темы и цели занятияКлассный руководитель. Кто из вас догадался, какова тема нашего классного час? (Ответы.)Классный руководитель. Молодцы! А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить на эту тему, то есть определите цели нашего занятия.На слайде слова-подсказки:– я узнаю…– будем учиться развивать в себе… - воспитывать …Классный руководитель. Молодцы, вы правильно определили цели нашего разговора.Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут нам жить в ладу со своей совестью, мы постараемся понять, осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.5. Информационный блок. Работа с афоризмами.Классный руководитель. Как отзывались о совести известные люди? Слайд 6.Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А. С. ПушкинМоя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. М. Т. ЦицеронСамое главное украшение - чистая совесть. М. Т. ЦицеронСовесть - это правильный суд доброго человека. АристотельЧто такое совесть? Это компас среди неведомого. В. ГюгоПриятно следовать внушениям совести. О. Бальзак
 В словарях можно найти много пословиц о совести:Как ни мудри, а совести не перемудришь.От человека утаишь, от совести не утаишь.Совесть - не повесть: в архив не сдашь.Совесть без зубов, а загрызёт.
И другие Классный руководитель. Что люди говорят о совести? Ответы: С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.6. Вопрос - тест.Классный руководитель. Ребята! Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее? (Ответы учащихся.)Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.Послушайте. О чём в нем говорится?7. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки сердца»«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у молодого человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – пошёл себе дальше.Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя, мучила его совесть, грызла. Не давала спать. И вот спустя много лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос. А слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня,- сказал человек.- Те осколки я выбросил в этот же день. А ты носил их в своём сердце много лет, – ответил слепой.8. Интерактивная беседа.Классный руководитель. Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? Как вы думаете, когда у него появились муки совести?Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце много лет.)У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут, как это было с героем рассказа «Осколки в сердце». Даже спустя многие годы совесть может напомнить о том, о чем не хотелось бы помнить.Просмотр слайдов о совести
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой.
Как вы думаете, совесть - это чувство врождённое? (Ответы учащихся.)В Священном Писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу совесть. Но уже первые люди переступили закон совести и согрешили, вкусив запретный плод. Требования совести - это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога – главное дело человека.Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.
-Какие правила человеческого общежития, общения записаны в них?
(дети называют 10 Заповедей)
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имя Господа Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой- суббота Господу, Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать твою, что бы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Просмотр видеоролика «Священник о совести»
Рассмотрим три ситуации. Ответим на вопросы:Трудно ли вам будет поступить по совести?Как вы поступите?Какое чувство заставит вас признаться? Никому ничего не скажете.Обязательно скажете.Если скажете, то тогда непременно при всей группе или наедине одному учителю? Ситуация 1. Вчера у вас в группе была контрольная работа по математика. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятёрки тут и быть не может! Пятёрка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три». (Ответы учащихся.)Ситуация 2. Вы покупаете в магазине молоко. И продавец даёт вам со сдачей лишние деньги. Как вы поступаете? (Ответы учащихся.)Ситуация 3. На летние каникулы группа вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в кабинете происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести кабинет в порядок. Но никто не признаётся. А вы знаете, что кран с огнетушителем сорвал ваш друг. (Ответы учащихся.)Я очень рада, что вы справились с заданием и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогла вам различать добро и зло.На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом? Как вы думаете?Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках.10. Упражнение «Раскаяние»
Давайте сейчас (у кого хватить смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках (приложение 1) не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.
Включается музыка. В течение одной минуты обучающиеся обдумывают и делают записи на листочках.
Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
(попросить прощения)
Французский учёный Фонтинеля сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.Раскаяние – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Просмотр видеоролика «Бумеранг»14. Подведение итогов. Рефлексия.- Я узнал (а)…Было приятно... Меня удивило…Классный руководитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не делая новые.
Приложение 1
1. Мог бы, но не сделал...
2. Из этого поправимо...
3. Совершенно забыл о...
4. Виноват, но до сих пор не извинился...
5. В своем поведении мне стоит избегать...
6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.
7. Мне бы следовало наконец простить...
8. Я, конечно, виноват в том, что...
9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...
10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне
необходимо...