Урок литературного чтения на тему:Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


3 классТема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
Продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
Рассматривать сказку как систему отношений;
Формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
Использовать картины, воссоздающие воображение детей;
Воспитывать бережное отношение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент  
Много жанров есть на светеБасня, повесть и рассказ,Но с рожденья любят детиВолшебство и мир прекрас.
Подготовка к восприятию
- Мы продолжаем путешествовать по главе: «Идём по невиданным следам…»
Элементы разных сказокМы собрали в кузовок.Отгадай названье сказкиБудь внимателен, дружок.
- Узнайте, о какой сказке идёт речь.
1)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается,
По его хотению,
А сказка называется…(«По щучьему велению»)
2)
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тога скорей ответь!
Названье этой книжки…(«Маша и медведь»)
3)
Укатился он из дома,
По дороге незнакомой.
Ты узнал его дружок?
Он – румяный…(колобок)
- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу? (Все они – русские народные)
- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)
- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)
- Какую последнюю сказку мы с вами читали? (Кот в сапогах)
- Кто автор? (Шарль Перро)
- Определите вид сказки. (Волшебная, авторская)
(На доске детские иллюстрации одного из героев, написан синквейн)
Сообщение темы и цели урока
- А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.
- Узнали сказку? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Работа по теме урока
- Открываем книги на странице 138.
- В ходе чтения подумайте почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней. (Чтение отрывка мной, продолжают читать дети)
а) Словарная работа
Мочи нет – совсем нет сил.
Купец – богатый торговец.
Красная девица – скромная, молодая.
Хоромы – жилой дом богатого владельца.
Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.
Ключевая вода - родниковая вода.
- Почему эту сказку сравнивают с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни - одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)
- В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?
- Найдите моменты которые очень похожи на песню.
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Почему она звучит напевно?
- Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.
- Что заметили? (Исчезла напевность)
- Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)
- Докажите. ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)
- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)
- Какие ещё волшебные числа встречаются в других сказках? (Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Тридевятое царство, двенадцать месяцев)
- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)
- Здесь у нас тоже счастливый конец.
- Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.
- А какая это часть речи? (Глагол)
- Прочитайте 1 слово на странице 139. (Не пей)
- Начало 2 предложения. (Идут)
- Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)
- Найдите ещё такие примеры.
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
- А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
- Вернёмся к названию сказки.
- Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)
- Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
ФИЗМИНУТКА
Работа над картиной
Есть полотно,Красиво оно,Но печально и грустноДевице одной.
- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
- Рассмотрите репродукцию.
- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница 139)
- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)
- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)
- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)
- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)
- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)
- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)
- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.
Итог урока. Выставление оценок
- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)
- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)
Домашнее задание
Прочитать сказку.
Сделать иллюстрацию одного из героев сказки, написать синквейн.
Заключение
- Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)
- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)
За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.