Выступление на педсовете по теме: «Компетентность учителя в сфере медиатехнологий, как результат повышения качества знаний».


«Компетентность учителя в сфере медиатехнологий, как результат повышения качества знаний».
В эпоху глобализации и новых технологий – медиатехнологии заняли своё главное место в перечне применяемых учителями технологий на уроке.
Компетентность учителя в сфере медиатехнологий – это практическое владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.
Владение методиками и технологиями медиаобразования.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и ИКТ в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий информацией имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса.
Основные задачи медиа образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников. Учитывая это, первостепенной задачей для улучшения компетентности в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете. Медиатехнологии позволят широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии будут способствовать раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
В нашей школе из медиатехники есть ноутбуки, интерактивная техника (проектор, интерактивная доска, проекционный экран), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры. Педагогами нашей школы разработаны и апробированы занятия с использованием мультимедийных презентаций. Однако в ходе реализации уроков с ИКТ мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности, тоесть ИКТ-компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
желанием педагогов и умением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
подготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога;
потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
Педагогов с компетентностью в сфере медиатехнологий можно разделить на четыре группы, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий считают педагоги этой группы.
Для таких учителей причинами личной заинтересованности в повышении уровня ИКТ-компетентности является:
экономия времени при разработке дидактических материалов;
перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения . Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в общении и самообразовании. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки требуется освоить способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
В рамках работы школьных МО можно предложить следующие формы работы педагогов, направленные на повышение их квалификации и мастерства и использовать следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
недели педагогического мастерства;
мастер-классы;
педагогические мастерские и наставничество;
обучающие семинары;
работа в паре;
тематические семинары.
Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов можно организовать недели педагогического мастерства, вот в декабре нас ждёт декада ИКТ. В рамках проведения недели педагогами из четвёртой группы можно провести открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Часто на городских объединениях мы слышим: я применяю то-то, я владею тем-то, но для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут, некоторым учителям не хватает чисто практических навыков работы на компьютере.
Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Критерии формирования компетентности в сфере медиатехнологий:
умеет создавать текстовые и графические документы;
умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. Такой форме, как работа в паре, пару составлят педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми и родителями организуются конкурсы медиа проектов: презентаций, разработок уроков с использованием ИКТ.
В нашей школе медиатехнологии применяются и в методической работе (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Внедрения ИКТ в образовательный процесс, в том числе на уроках математики и позволяет от образного мышления перейти к логическому, используя принцип наглядности. Я на своих уроках, применяя медиатехнологии провожу уроки с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски, компьютера. Например по Геометрии у меня есть все презентации по каждой теме с 7-11 класс, где разработаны задачи и красочно дан теоретический материал. Создаю презентации сама в программе Power Point, предлагаю детям создать презентацию к рефератам, создаю карточки к самостоятельным, контрольным работам, тестам и зачётам с помощью средств Microsoft Office. Очень нравятся электронные учебники, с озвучкой, видеороликами из серии Кирилл и Мефодий, беру их в школьной медиотеке, прменяю тренажёры, например тренажёр по тригонометрии, при подготвке к ЕГЭ ребята на компьютерах в кабинете информатики в онлайн режиме выходили в интернет и решали тесты, им тут же приходил результаты, что позволило повысить качество подготовки к ЕГЭ. Постоянно обменивалась с учениками информацией на носителях: ребята приносили флэшки, копировала им рабочие тетради для подготовки к ЕГЭ в электронном варианте по тем темам, которые западают именно у этого ученика. Очень много материала при подготовке к открытым урокам, выступлениям на МО, педсоветах, воспитательных мероприятиях ищу в интернете. Начинала работать над своей методической темой: «Использование ИКТ на уроках математики ещё в 2005 году. Консультировалась постоянно по работе с презентациями у Марселя Джангировича, сейчас конечно мне уже гораздо проще пользоваться медиатехнологиями. Следующей ступенькой по теме самообразования станет для меня внедрение электронного журнала и дневников. Честно скажу - мне это всё интересно, не только потомучто по диплому учитель математики и информатики, а потому что интересно идти в ногу со временем, интересно моим ребятам, так трогательно наблюдать особенно за пятиклассниками, как начинают они радоваться, входя в класс и видя медиапроэктор. Я думаю каждому учителю хочется быть компетентным и в этой области- в области медиатехнологий, тогда и качество будет лучше и мотивация повысится, нам бы только времени свободного побольше…..
Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно – коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс и повышение профессиональной компетенции учителя как средство повышения качества образования.
Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся,а Современный урок - это интересный урок.
Ну а в решение педсовета предлагаю внести пункт:
В помощь педагогам в школе создать творческую группу, которая разработает занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на уроках и окажет посильную помощь учителям менее компетентным в данной сфере.