КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Климаш О.Л.
ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

Современное общество ориентировано на развитие творческого потенциала человека, его самостоятельность и конкурентоспособность. Данное обстоятельство объясняет повсеместное внедрение в теорию и практику образования компетентностного подхода, что является отражением инновационных процессов развития системы образования, реализующихся поэтапно: сначала необходимо сформировать у субъектов образовательного процесса потребность в новом, в творчестве, готовность к нововведениям, а затем, меняя содержание, внедрять новые образовательные технологии [1, 2, 3].
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений. С позиции компетентностного подхода основным результатом образования становится высокий уровень сформированности компетенций. Процесс формирования компетенций осуществляется как под воздействием международных, так и внутригосударственных тенденций современного общества.
Поэтому подготовку специалистов необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала.
При формировании общих и профессиональных компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач). Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений: - самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию; - видеть новую проблему в традиционной ситуации; - разработать структуру объекта; - учитывать альтернативы при решении проблемы; - комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы. Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Аналогичные проблемы с измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего профессионального образования. Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также, как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности студентов.
Наиболее перспективными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями. При организации учебного процесса оптимально использовать интернет – ресурсы.
Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом.
Как преподаватель МДК 01.01 и МДК 04.02 специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» я создаю курсы лекций с презентационной частью, пользуюсь обучающими программами, использую программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства. Использование современных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Активное внедрение и использование компьютерных презентаций при преподавании в значительной мере повышает качество образовательного процесса; заинтересованность студентов, а значит – повышение их успеваемости; поднимает уровень модернизации профессионализма преподавателя. Студенты самостоятельно создают презентации, для подготовки им приходится самостоятельно разбираться в теме, искать интересующие их моменты и подробности и излагать материал в другой более понятной форме сверстникам. Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.
Проводя анализ некоторых аспектов внедрения современных технологий в образовательном процессе техникума, можно сформулировать ряд обобщающих положений:
-современные технологии обучения представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста;
-чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс современное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов;
-современные технологии в учебном процессе позволяют с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.
Можно сделать вывод, что качестве критерия успешного прохождения студентом стадии профессионального обучения на современном этапе выступает высокий уровень сформированности компетенций, выражающихся в освоении учащимися знаний определенной предметной области, умениях мыслить ее категориями, решать предметно-ориентированные задачи на всех преподаваемых дисциплинах и междисциплинарных курсах. 
Библиография
Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №7. - С.17-22. 
Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность: монография. - М.: Издательство "Перо", 2015. - 124с. 
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии.- 2004. - №5. - С. 3-12. 
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143. 
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64. 
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. Пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с. 











ђ Заголовок 415