Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности, готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Одаренный ребенок, какой он?
Обладает:
отличной памятью,
высоким уровнем мышления и интеллекта,
хорошо развитой речью и хорошим произношением
большим словарным запасом.
широким кругозором
отличается любознательностью и наблюдательностью
способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
быстро схватывает новый материал
самостоятельно достигает поставленной цели
легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
выполняет задания повышенной трудности
умеет искать, анализировать, обобщать
Я считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:
технология коммуникативного обучения
проектные и информационно – коммуникативные технологии
игровая технология
технология критического мышления
Проектные и информационно-коммуникативные технологии
делают процесс обучения интересным;
расширяют познания за пределы темы;
придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
учащиеся становятся творческими исследователями;
получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
Активизируют творческий процесс на уроке.
Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
Дифференцированный подход
Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий. Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо начинают рисовать, читать, или смотреть , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя–осуществляется дифференцированный подход. Для таких одаренных детей, я использую следующие творческие задания:
Придумать загадку;
Составить , кроссворд, ребус;
Написать сочинение или рассказ
Перевести на русский язык стихотворение, песню.
Составить quiz по заданной теме.
Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
Драматизировать диалог, сказку.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий (например, Click on)
Мною создан банк творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня и этот материал я широко использую на уроках и в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями.
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу.
Внеурочная работа по предмету
Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя иностранных языков
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады.
Олимпиады.
Я считаю, что олимпиады способствуют:
выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Мои ученики принимают участие в ежегодных олимпиадах по иностранному языку .
Портфолио школьника
Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио школьника еще в начальной школе. Языковой портфель это подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, сертификаты и грамоты. Ребята со 2-го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .










15