Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Согласование прилагательных с существительными.


Конспект урока по русскому языку в 3 классе
(для национальных школ)
Тема урока: «Согласование прилагательных с существительными»
Программа: Школа России.
Учебник: Русский язык: Учебник для 3 класса чувашской школы (В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова)
Цели: показать учащимся грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного; учить находить имя существительное, от которого зависит имя прилагательное и ставить вопрос от существительного к прилагательному; познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по числам и родам.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.
II. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка
-Прочитайте словосочетания. Какую орфограмму сегодня будем повторять?
Острые ножи, звонкие чижи, лесные шалаши, усатые моржи, подземные гаражи, высокие этажи, цветные карандаши. (Жи и ши всегда пиши через и)
-Запишите словосочетания. Обозначьте безударную гласную, которую можно проверить.
-Что общего в этих словах? (Это прилагательные и существительные. Обозначают много предметов) III. Самоопределение к деятельности.
-Рассмотрите рисунки, составьте словосочетания.
(Учитель показывает рисунки, делает запись на доске)
Жилой дом жилые дома
зеленое яблоко зеленые яблоки
красная машина красные машины
-В чем заключается различие в этих словосочетаниях?
-На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
- На какие вопросы отвечают слова второго столбика?
-В каком числе и роде употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?
-Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика»
В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.
Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.
В.Волина.
-Назовите тему урока?
-Откройте учебник на с.166 и прочитайте тему урока.
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр.1.
Чтение текста.
Ответить на вопросы.
Прочитать выделенные сочетания слов. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
Дополнить и записать: Мама – самая любимая, единственная….
-А теперь прочитайте правило на странице 167.
Как надо верно употреблять имена прилагательные?
Упр.3, стр.167
( Устно. Учащиеся закрепляют полученные знания )V.Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо…
VI. Продолжение работы по теме урока.
1 Работа по учебнику.
Упр.4, стр.168.
( С комментированием. Учащиеся упражняются в выборе окончания имени прилагательного) Списать три предложения .VII. Рефлексия.
Тест . (С целью повторения и закрепления изученного материала провести тест)
-А сейчас – мини-тест, который поможет выяснить, насколько хорошо вы запомнили новый материал.
VIII. Подведение итогов урока.
-Какой из вопросов теста был для вас наиболее сложным?
-От чего зависит род и число имени прилагательного?
Домашнее задание
Выполнить упр.4, стр.168.
Тест 1. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.

2. Укажите строчку, в которой все слова – имена прилагательные:
а) красивый, радость, пришел;
б) поет, цветок, красный:
в) веселый, большой, умный.
3.Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании темн… ночь:
а) -ый;
б) –ые;
в) –ая;

4. Выбери имя прилагательное мужского рода:
а) трескучий (мороз);
б) утренняя (роса);
в) звездное (небо).