Конспект урока по русскому языку на тему Правописание НЕ с существительными (6 класс)


Правописание НЕ с существительными. 6 класс
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к изучению новой темы.
С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
Что обозначает имя существительное?
Какие признаки имеет имя существительное?
Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
Прочитайте предложение.
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
3.Новый материал.
-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными.
- Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность) (подчеркивание слова неясность) Чем является НЕ в этой слове?
4. Работа по новой теме.
Отгадайте слова, запишите только существительные
Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).
Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).
Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).
Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).
Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).
Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).
Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).
Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано НЕ с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь
-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
Счастье – несчастье (горе.)
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
Воля – неволя (рабство).
Погода – непогода (слякоть).
Противник – неприятель (враг).
Правда – неправда (ложь).
Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Схема Правила Не с существительными
Физкультминутка.
 Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
5.Закрепление .Работа по учебнику
1.Чтение правила с. 100, орф. №32 Упр 237
Несчастье - радость, неразбериха - порядок, нездоровье - здоровье, неправда - искренность, невежливость - учтивость, недоверие - доверие, недруг - товарищ, неодобрение - похвала. Игра “Третий лишний”.
На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество «Составь предложение».
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса). - Объяснить правописание существительного незабудки

6. Домашнее задание:
1. Выучить орфограмму № 32
Упражнение № 238.
7. Итоги урока.
Что новое узнали на уроке?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
Оценка работы учащихся.