Презентация по обществознанию Познание и знание


IV районный конкурс"ЛУЧШИЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС"март 2014 г.Предметное содержание ЦОР: обществознание Познание и знаниеОткрытый опорный конспект.Автор: Белова Т.Н.МБОУ НККК имени Атамана Ермака2013-2014 уч.год. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знанийОбщая характеристика:1. Познание является одним из видов человеческой деятельности, то есть познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной формах, в религиозных учениях , в мифах. Следовательно, имеет свои способы познания мира. 4. Имеет свои способы познания мира 2. Познание как форма деятельности имеет свой смысл. В чем смысл познания? Изначально человек стал познавать мир ради одной единственной цели — выжить! В самом деле, если вы живете в лесу или пещере, то само собой надо знать, какая ягода ядовитая, а какая — нет. Где пасутся самые жирные дикие овцы и т.д. И вот, когда человек научился охотиться, ловить рыбу и стал более независим от природы, так как, к примеру, освоил животноводство, тогда-то он и стал размышлять о своём месте в мире, смысле своего существования и других экзистенциях. К слову, «экзистенция» так и переводится с латыни как существование.Однако сам того не подозревая, человек вследствие своей практической деятельности по освоению мира уже стал его познавать!В более широком смысле цель любого познания — знание, начиная от выяснения места обитания жирных овец и заканчивая познанием законов мироздания (физики, например). Знание — это форма обобщения результатов познавательной деятельности, проще говоря — результат познания! Оно обладает наивысшей ценностью, ведь, когда вы знаете, какая ягода ядовитая, а какая нет, где пасутся жирные овцы, а где обитают злобные волки, тогда вы сможете выжить, продолжить свой род, обеспечить себе безопасность!Но не всё знание обладает наивысшей ценностью! А только истинное знание. Истина (истинное знание) — это соответствие вашего знания реальности.К примеру вы знали, что какое-то время назад злобные дикие волки обитали там-то! Это знание было истинным три месяца назад. А если вдруг выяснится, что они стали обитать на месте пастбища жирных овец, перед этим их всех съев, тогда ваше предыдущее знание будет уже не истинным, а ложным. Ложь — это несоответствие знания реальности. Например, если вы верите, что те волки не переместились, то скорее всего это не истина, а ложь, пока вы не установите обратное! Иа= Ио1+Ио2+…. и т.д. +ИnИстина (по содержанию) – объективна (существует независимо от человека);Истина (по применению) – конкретна (всегда относится к конкретной, определённой области действительности в конкретное время);Истина (по форме) – субъективна (её носителем является субъект;Объективная истина бывает 2-х видов: относительная (неполное, ограниченное знание) и абсолютная (полное знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания). Ложная истина – это относительная истина, опровергнутая практикой. Таким образом, единственный критерий истины – практика!! 3.Познание как форма деятельности имеет свою структуру.Формы познания: иррациональное (интуиция, мистическое «озарение» и т.д.),чувственное, иначе эмпирическое (с помощью чувств), рациональное (с помощью разума). Эмпирическое познание (живое непосредственное созерцание):ощущение (задействованы органы чувств – осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);восприятие (ассоциации, целостное отражение предметов и явлений при их воздействии на органы чувств);представление (мысленное воспроизведение (описание) предмета без его присутствия на основе припоминания или воображения). Рациональное познание (с помощью разума), через абстрактное, иначе логическое, мышление:Понятие (мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления);Суждение (мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий);Умозаключение (вывод, следствие из нескольких логически связанных суждений). Точки зренияФилософы, работающие над теорией познания, делятся на эмпириков (признают чувственный опыт источником знаний) и рационалистов (считают разум основой познания). При этом, отвечая на вопрос, познаваем ли мир, все они делятся на 5 групп:Пессимисты (мир не познаваем в принципе);Оптимисты (мир принципиально познаваем);Агностики (отрицание возможности познавания сущности окружающего мира, познание идёт только в отношении его внешних форм);Конвенционалисты (все существующие теории есть только результат соглашений между учёными, то есть существующие знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов и явлений), близки к агностикам;Гносеологический подход (мир познаваем, но сам процесс познания очень сложен). Парадокс познания: чем больше знаю, тем больше область незнанияГраницы области незнания 5. Виды познавательной деятельности(особого процесса приобретения и развития знания, его постоянного углубления, расширения и совершенствования):Научное познание(основные методы – научное наблюдение, эксперимент (лабораторный опыт и производственное испытание), моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, теория.Задача: раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития. Ненаучное познание включает в себя:мифологическое мышление;обыденное познание (житейская практика, народная мудрость, здравый смысл);паранаука;художественное познание. Иные виды познавательной деятельности:Чувственное познание (смотри выше);Рациональное познание (смотри выше);Социальное познание (главная особенность – субъект познания совпадает с объектом познания);Естественное познание (связано с процессом жизнедеятельности);Самопознание (опознание особого объекта - самого себя, включает самоузнавание, представление о внешности, создание образа, самосознание, самонаблюдение, самооценку, самовосприятие, самоотчёт и самоисповедь) Знание – сила! (Френсис Бэкон)