КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Составление рассказов по трем сериям сюжетных картинок с творческими заданиями»


Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия № 1517»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема занятия: «Составление рассказов по трем сериям сюжетных картинок с творческими заданиями»
Составила:
Воспитатель I кв. категории
Митичева Е.Ю.
Москва, 2016г.
Цели:
Образовательная:
совершенствование продуктивной функции речи;
установление словесно-логических связей;
совершенствование словообразовательных навыков;
развитие творческих лингвистических способностей через самостоятельную реализацию внутренних и внешних диалогов персонажей, вариативности начала и финала повествования;
закрепление и обобщение знаний по теме «Дикие животные наших лесов»;
использование невербальных способов для иллюстрации характерных особенностей персонажей;
составление описательного текста с опорой на план-символ.
Коррекционная:
развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательная:
развитие личностных качеств через понятие «дружба».
Форма проведения: групповая.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Участники: дети, воспитатель.
Возраст: 6-7 лет (Подготовительная группа)
Предварительная подготовка: рассматривание картинок, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, беседа.
Методы и приему: наглядные, словесные.
Оборудование: серии сюжетных картинок О.С.Ушакова «Пчелы», «Спасли ежа», «День рождения»; план-символ; мяч; шапочки животных; атрибуты «старичка-лесовичка»; предметные картинки «Дикие животные»; музыкальный центр.
Ход занятия
1. Организационный момент: «Ребята, наша Родина Россия богата обширными лесами. В лесах живет много диких животных. Давайте их назовем». Дети называют: лось, барсук, кабан, волк, заяц и т.д.
2. Постановка цели занятия: «Сегодня мы расскажем три истории, которые случились с лесными обитателями».
3. Установление последовательности событий по трем сериям картинок.
«Предлагаю вам подойти к столу и взять каждому только по одной картинке, внимательно рассмотреть их, догадаться , какие подходят друг другу, собрать картинки вместе. У вас должно получиться три истории. У нас получилось три команды. Каждая команда подойдет к своему столу и разложит картинки по порядку.» Дети под музыку сопоставляют сюжеты картинок, группируются в три команды и раскладывают картинки в последовательности каждая на своем месте.
4. Составление рассказов по сериям картинок с дополнительными заданиями каждой из команд. Команды после проверки правильности последовательности событий педагогом, совместно составляют рассказы. «Вы молодцы: картинки встали по порядку. И теперь вам надо составить рассказы». (3-5 минут).
Первая команда выбирает , кто будет рассказывать у доски. « Ребята, предложите рассказчику варианты начала вашей истории». Дети с места предлагают свои варианты и «делегат» от команды продуцирует текст, выбрав один из вариантов начала истории.
Вторая команда получает другое дополнительное задание: «Ребята, я предлагаю вам угадать, кого из персонажей я загадала: «пышно-хвостая щелкунья», «куцехвостый трусишка», «серохвостая грызунья», «толстопятый лакомка», «игольчатый пыхтун». Почему я этих зверей так назвала?» Дети отгадывают животных, опираясь на зашифрованные в словосочетаниях формальные признаки и реализуют навыки трансформации словообразовательных модулей, уполномоченный член команды продуцирует текст у доски, используя в рассказе вышеперечисленные образные выражения.
Третья команда получает задание драматизации текста. «Если бы животные умели говорить по-человечески друг с другом, то что бы мы сейчас услышали? Предлагаю всем членам команды превратиться в персонажей и рассказать нам свою историю, а от автора буду говорить я.» Дети надевают шапочки животных и продуцируют текст, используя диалогическую форму речи, а также модулируя голос соответственно выбранному персонажу.
5. Динамическая пауза. «Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку погулять. Но лес всегда готовит гостям сюрпризы: «старичок-лесовичок» рад добрым гостям, которые не причиняют вред лесу и его обитателям. Слушайте внимательно и выполняйте все команды хозяина леса.» Педагог надевает шапку «лесовичка»; дети под музыку «гуляют» по лесной полянке, а в музыкальную паузу выполняют команды «лесовичка»: лиса охотится за зайцем, ежик отпугивает врага, лось прислушивается к тревожным звукам, волк преследует добычу, медведь лакомится медом.
6. Игра на установление словесно-логических связей «Договори слово». «Ребята, предлагаю вам поиграть на лесной полянке в мяч. Сделайте круг вокруг меня. Игра называется «Договори слово». Правила игры: тот к кому летит мяч, возвращает его мне с нужным словом.
- Человек покрыт кожей, а животное…..
- Медведь живет в берлоге, а волк….
- У лисицы лисята, а у барсука……
- Кролик – домашнее животное, а заяц….
- Волки живут в стае, а олени и лоси в …..
- Ежик пыхтит, а лиса…..
- У белки семья беличья, а у ежа…..
- У человека ногти, а у животных….
- У волчат мама волчица, а у бельчат….
- У енота на лапах пальцы, а у лося на ногах….
- Олени травоядные, а рыси и волки….
(Педагог предлагает сесть на стульчики.)
7. Составление описательных рассказов с опорой на план- символ: «Ребята, сейчас наши специалисты-лесники (по одному ребенку от каждой команды) загадают загадки о диких животных, а поможет им план –символ. А вы попробуйте их отгадать, очень важно отвечать только после слов «Кто это?». Если кто- то выкрикнет раньше, то ответ не защитывается. Выигрывает та команда, где будет больше правильных ответов.»
8. Итог занятия. «Рябята, наше занятие подходит к концу, и у меня остался последний вопрос. Посмотрите еще раз на наши три истории и скажите, что помогло зверятам в их приключениях? Вспомните, пожалуйста, пословицы о дружбе.» Дети делают вывод, что зверям помогла дружба, внимание, доброта, и называют пословицы о дружбе»
Литература
Бианки В.В. Лесные домишки. С вопросами и ответами для почемучек. – М.; 2016г.
Панафье Жан-Батист Мир животных. Открой для себя удивительный мир животных. – М.; 2009г.
Усачев А. А., Хармс Д., Сапгир Г. В. Сказки и рассказы о животных. – М.; 2008г.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. ФГОС – М.; 2016г.