Новые информационные технологии на уроках физики

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Гафарова Лидия Ивановна, МОУ СОШ №10 г.Набережные Челны (mila.alimva@mail.ru)
Шарипова Роза Шафикована, МОУ СОШ №31, г.Набережные Челны (roza_7_12@mail.ru)

Аннотация

В настоящее время в учебный процесс по физике в школе все более широко внедряются новые информационные технологии. Это позволяет повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека.
Компьютерные технологии обучения физике в школе включают:
обучающие программы по физике;
электронные учебники по физике "Физика в картинках", "Открытая физика", "Уроки физики Кирилла и Мифодия", "С1: Репетитор", "Открытая физика" фирмы «Физикон» и другие разработки;
контролирующие программы;
электронные лабораторные практикумы по физике;
мультимедиа (мультимедиа средства) по физике;
использование в школе компьютерных сетей для реализации образовательного процесса по физике.
Интернет
презентации отдельных тем и уроков, созданные учащимися и учителем.
Для реализации образовательного процесса в настоящее время, как правило, используется Интернет. Учитель физики должен использовать следующие порталы и сайты, которые были выявлены в процессе поиска:
- Российский образовательный портал по физике;
- сайт по физике Открытого колледжа;
- аннотированный тематический каталог Интернет ресурсов по физике;
- On-line лаборатория по физике и другие.
-Российский образовательный портал разрабатывается в рамках программы Министерства образования России.
Мультимедийные программы, снабженные графическим, видео- и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд, приносящий удовлетворение. Это чувство особенно ценно в процессе познания. Наступило время революционных преобразований в кропотливом труде школьника и учителя, на смену традиционным техническим средствам обучения, приходит инструмент, который способен заменить все ТСО, превзойдя их по качеству. Несмотря на то, что сегодня персональный мультимедийные компьютер слишком дорог, им постепенно укомплектовываются все средние учебные заведения.
Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", "Электродинамика", "Ядерная физика", "Оптика", "Астрофизика" др. Практически в каждом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.
Перечислим некоторые из них. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, электромагнитные волны, различные быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Занимаясь разработкой компьютерных уроков, используя их опыт, мы особое внимание обратили на уроки изучения нового материала, уроки закрепления и уроки повторения. Кажется, именно на таких уроках с помощью компьютера задача развития образного мышления, а на его основе - логического мышления, может быть решена наилучшим образом.
Необходимо более подробно остановиться на разработке компьютерных уроков.
Можно выделить следующие этапы конструирования урока:
1. Концептуальный.
На данном этапе определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:
формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
формирование умений;
контроль усвоения.
2. Технологический.
На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тестирование, тематический проект и т.п.
Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель  учащийся  ОЭР  учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.
На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов с позиций принципа генерализации информации, изучает сопроводительную инструкторско-методическую документацию, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
3. Операционный.
На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.
Проведя первые компьютерные уроки, учитель приходит к выводу, что они требуют особой подготовки. К таким урокам учитель пишет сценарии, органично "вплетая" в них и настоящий эксперимент, и виртуальный, создает презентации по различным темам. Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.
Опыт работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Учащиеся с огромным интересом сами участвуют в создании презентаций и выступают с ними перед одноклассниками. Качество знаний при этом заметно возрастает.