Родительское собрание. Из опыта работы по подготовке и проведению родительских собраний.


( Шурыгина Наталья Поликарповна, учитель начальных классов Онохойской средней общеобразовательной школы №2)
Публикация на тему:
«Из опыта работы по организации и проведению родительских собраний в начальной школе».
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Большая роль в организации этой работы отводится учителю начальных классов. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками учебно-воспитательного процесса.
Одной из главных форм работы с родителями являются родительские собрания. Главной задачей родительского собрания является обогащение родителей новыми знаниями и опытом, оказание помощи в организации семейного воспитания. При этом очень важно превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.
Кроме этого, родительское собрание выполняет следующие функции:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса в школе;
психолого – педагогическое просвещение родителей (очень важно на собрания приглашать психологов и других специалистов);
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (участие родителей во внеурочной занятости – экскурсиях, походах, ярмарках, посещение театров и т. д);
совместное решение организационных вопросов: организация питания, дежурства в школе и классе.
Планируя темы родительских собраний, очень важно учитывать мнения родителей, а также их актуальность и содержание. Поэтому, на последнем родительском собрании в конце каждого учебного года провожу опрос по следующим вопросам:
Какие затруднения испытываете в семейном воспитании?
Какую лекцию вы желаете послушать?
Готовы ли вы поделиться опытом по воспитанию своего ребёнка?
Использую различные формы проведения родительских собраний:
собрание-лекторий;
"круглый стол";
тематическая дискуссия;
собрание – практикум;
родительские тренинги.
анкетирование
Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем. Непроизвольное внимание слушательской аудитории, как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу. Приведу пример родительского собрания во 2 классе
Тема: Телевизор в жизни семьи и ребёнка
Задачи собрания:
Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.
Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
Роль телевидения в жизни ребенка.
Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.
Ход собрания
Вступительное слово учителя (вариант).– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа. Немного статистики:· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим  в о п р о с а м:
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.
Дискуссия.Примерные вопросы
Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач что - то положительное?
Проводится  о б с у ж д е н и е  проблемы и обмен мнениями.Мнения учащихся 8-летнего возраста о просмотре телепередач.Просмотр телевизора дает возможность:– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.К о м м е н т а р и й  учителя,  о б с у ж д е н и е.К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».
Рекомендации родителям:1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на  вопросы:
Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
Какие передачи предпочитает?
В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
Родителям на заметку:Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Важно помнить, что
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Готовясь к родительскому собранию, стараюсь пользоваться памяткой «Проведение родительских собраний»
1.Оставьте за дверью свое плохое настроение. 2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств. 3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти. 4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих. 5. Не избирайте для общения назидательный тон. 6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству. 7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить. 8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. 9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей. 10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям. 11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям. 12. Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек", старайтесь о каждом ребёнке сказать больше хорошего. 13. Не давайте негативной оценки всему классу. 14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов. 15. Не переоценивайте значение отдельных предметов. 16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям и с желанием сделать это.
В заключение хочу сказать, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, что именно такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога.
Использованная литература:
1. www.Uchi.ucoz.ruwww.Pedsovet.su
www.edu.ru