Индивидуальная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для учащейся 1 а класса


МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Индивидуальная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека»
для учащейся 1 а класса МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Период обучения 2016 – 2017г учебный год.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу «Мир природы и человека», Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 1- 4 кл. Под ред. В.В. Воронковой. 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
Разработчик программы: Чешева Ю.С.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса.
Учащаяся должна уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу); узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
Учащаяся должна знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.
основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе;
правила гигиены органов чувств;
объекты неживой природы (огнь, почва, земля, воздух, лес).
времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влияние на жизнь человека.
элементарные представления о течении времени (смена событий дня, суток)
Личностные результаты
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
2. Содержание курса
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
·         Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Примерная тематика
·         Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.·         Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
·         Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
·         Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
·         Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
·         Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
·         Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
·         Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
·         Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
·         Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
·         Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
·         Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
·         Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
·         Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
·         Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
·         Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
·         Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
·         Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
3. Тематическое планирование
№ Разделы, темы Количество часов Количество
диктантов сочинений проектов экскурсий лабораторных работ практических работ тестов контрольных работ изложений словарные диктанты
1 Введение 2 1 2 Неживая природа 3 1 3 Растения 3 4 Животные 7 1 5 Человек 17 2 5 6 Повторение 1 1 Всего 33 6 5 Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
1 класс
Дата
проведения урока № урока Тема урока Деятельность учащихся ТСО Страница
учебника
планируемая фактическая с начала года по теме 7.09 1 Введение. Что мы будем изучать. Школа. Столовая. Гардероб. Экскурсия № 1 Узнавание и называние объектов в натуральном виде, в естественных условиях.
Знание правил поведения в школе, природе.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Ориентирование в школьном здании, в классе. Естественные объекты живой и неживой природы на пришкольном участке. 14.19 2 Классная комната. Обязанности дежурного. Учебные вещи. Их назначение, обращение с ними. Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
3
21.09 1 Неживая природа Земля и солнце. Сутки называние объектов и деление их на группы: живые или неживые. Характеристика объекты неживой природы (солнце, небо, вода, земля) по основным свойствам. Презентационные материалы.
6
28.09 2 Времена года. Называние времен года в правильной последовательности, характеристика времен года и месяцев; характеристика природных явлений в разные времена года.
Рассказ о любимом времени года и объяснение, почему именно оно является любимым.
Наблюдение сезонных изменений в природе Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Презентационные материалы.
10
5.10 3 Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2 12.10 1 Живая природа. Растения. Плоды растений Наблюдение за ростом и развитием растений, рассказ о своих наблюдениях.
Прослеживание по рисунку-схеме этапов жизни растения.
Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений
Выявление различий растений и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Презентационные материалы. 37
19.10 2 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. 40
26.10 3 Растения.(обобщающий урок) Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты. Муляжи овощей, грибов.
45
9.11 1 Животные.
Домашние животные. Сравнение частей тела различных насекомых, зверей, рыб
Выявление главного отличительного признака насекомых, зверей, рыб
Узнавание насекомых, зверей, рыб по рисунку. Выявление главных отличительных признаков рыб, птиц, зверей.
Узнавание, показывание, называние взрослого животного и его детёныша, домашних и диких животных; части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
50
16.11 2 Детеныши животных Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Муляжи овощей, грибов. 52
23.11 3 Дикие животные 54
30.11 4 Детеныши диких животных 58
7.12 5 Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 3 21
14.12 6 Приспособление животных к временам года. Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
60
21.12 7 Животные (обобщающий урок) 62
28.12 1 Человек
Люди, возраст, пол нахождение сходства человека и живых существ и отличия его от животных;
различение внешности человека и его внутреннего мира;
Обоснование необходимости чистки зубов и мытья рук, отбор из предложенных нужные предметы гигиены, объяснение их назначения; рассказ по рисункам, в каких случаях следует мыть руки.
Обсуждение основных правил гигиены
Наблюдение за дождями и ветром.
Обсуждение, почему и как следует беречь уши; глаза; кожу;
Рассказ об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; анализ иллюстрации учебника, определение сезона по характерным природным явлениям; рассказ ( по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
; формулирование правила личной гигиены; характеристика назначения предметов гигиены, выделение среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрирование умения чистить зубы, 63
11.01 2 Части тела. Гигиенические навыки. 65
18.01 3 Практическая работа №1 «Уход за руками». 25.01 4 Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 4. Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания. 22
1.02 5 Лицо человека. 68
8.02 6 Части лица 69
15.02 7 Части лица: Глаза 70
1.03 8 Практическая работа №2«Бережное отношение к глазам» 15.03 9 Части лица: Уши Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
73
22.03 10 Практическая работа №3«Гигиена органов слуха» 74
5.04 11 Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 5. 23
12.04 12 Части лица: Нос 76
19.12 13 Практическая работа № 4 «Профилактика простудных заболеваний» 77
26.04 14 Части лица: Рот Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
79
3.05 15 Практическая работа №5 «Гигиена полости рта» 10.05 16 Кожа. 82
17.05 17 Осанка. Скелет и мышцы человека. 85
24.05 1 Чему мы научились за год. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №6. Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.