Алгоритм работы с таблицами Шульте и числовыми пирамидами


Правила работы
с таблицами Шульте,
«Числовые пирамиды»
Ковалёва Г.И.
МБОУ «СШ№15»
г. Смоленск
Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап.
Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача: видеть всю таблицу целиком. Если у вас в центре находится цифра 1, вы должны видеть цифры 7, 22, 3, 4. Если у вас в центре цифра 8, вы должны видеть цифры 14, 21, 19, 2. Если у вас в центре цифра 10, вы должны видеть цифры 15, 14, 7, 3 и т.д.
Главное - при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую цифры. Вот это начальное восприятие, этот начальный взгляд в центр таблицы и являются наиболее важными для тренировки периферического поля зрения. Это происходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы, и стремитесь взором охватить ее всю.
Именно тогда раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы воспоминание уже известного их расположения в отдельных клетках таблицы.
Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от I до 25 (без пропуска). При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Вертикальные движения допустимы.
Каждая найденная по порядку цифра фиксируется только взглядом без проговаривания. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 30-33 см.
Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
Числовая пирамида для расширения поля зрения
Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые, центральные числа ориентируют во время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том, что, фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, расположенные в расходящемся ряду.
Упражнения для тренировки быстрого чтения
Ковалёва Г.И. МБОУ «СШ№ 15» г. Смоленск
«Пальцы»
Сядьте удобно на кресло или на стул. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение по 5 мин, затем по 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания « в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.
«Стрелка»
Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение З мин наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаруживаете, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. После освоения этого режима переходите на ежедневное наблюдение за движением минутной стрелки в течение 5 мин. Наконец, наиболее сложный режим выполнения этого упражнения - 15 мин следить за движением часовой стрелки.
«Домино»
Упражнение выполняется с фишками домино. Возможно использование игральных карт. Задание: за 10 секунд посмотреть и запомнить комбинацию вначале из двух фишек домино, после освоения этого упражнения используется 4 фишки, а затем 6 фишек домино.
«Изучение предмета»
Порядок выполнения: взять простой, несложный предмет и в течение 2 мин изучать его. Затем записать результаты изучения. После этого сравнить записанные результаты с реальными признаками объекта. Вы убедитесь в неполноте ваших записей. Это упражнение - показатель степени управления вашим вниманием
«Чтение неинтересной книги»Это упражнение предполагает чтение книги, заведомо для вас неинтересной. Читать ее необходимо не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного чтения. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным и неинтересным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас заинтересовало, увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то, в общем, для вас неинтересная.Вниманиестановится
послепроизвольным. Умение «втягиваться» в любую работу, даже самую неинтересную, сделать ее любимой - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности.