Градостроительные проекты во Франции XVII века


Градостроительные проекты во Франции XVII века
Е. В. Кудинова
Первая половина XVII века
Во Франции XVII века окончательно устанавливается абсолютная монархия. Сложившая политическая система прямым образом сказалась и на архитектуре, особенно – на градостроительном искусстве, которое всегда тесно связано с государственными властями.
Кроме того, первая половина и середина XVII века – период формирования принципов классицизма в архитектуре Франции. Эти два процесса – формирование абсолютизма и классицизм - связаны, так как именно данный стиль явился наиболее тождественным идеям абсолютной власти, порядка и процветания государства под руководством монарха.
Главный заказчик – король и его близкие приближенные, таким образом, крупное строительство и переустройство в городах зависит от государства. О процессах концентрации власти и всей жизни Франции вокруг королевского двора говорит и то, что появляется такая должность, как «архитектор короля» или «первый архитектор короля».
Наибольшее внимание уделяется административному, фортификационному и репрезентативному строительству. По всей стране развертывается масштабная градостроительная деятельность, на которую выделяются огромные средства из казны.
Выделим условно три основных направления градостроительных работ:
Возведение новых городов
Переустройство старых городов
Строительство в Париже
Рассмотрим каждое направление отдельно.
Строительство новых городов.
Города создаются как:
военные форпосты (в основном, на окраинах и около границ государства)
города – резиденции близ дворцов и замков королей и правителей Франции.
В большинстве случаев новые города имеют план в форме:
квадрата или прямоугольника
более сложных полигональных фигур (5, 6, 8 – ми и т.д. угольников, образованных оборонительными укреплениями: стенами, рвами, бастионами и башнями).
Разрабатывая идею «идеального города» итальянских мастеров Возрождения, архитекторы строят новые города по принципу строгой регулярности с прямоугольной либо радиально-кольцевой системой улиц. Как правило, в центре города располагается главная площадь. В первой половине века появляются, например, такие города, как Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и др.
Город-форпост.
В первой половине XVII в. интенсивно строятся укрепленные военные города. Образцы планов подобных городов можно найти в трактатах по фортификации Жака Эрара и Жака Перре начала века.
Для городов-форпостов использовалось радиально-кольцевое расположение улиц, в центре располагалась дозорная башня и площадь для сбора гарнизона. Главная функция этих городов заключалась в обороне, что предопределило возведение мощных фортификационных устройств, а также компактность планов. Круг и квадрат в этом отношении были идеальными фигурами, к ним и обращались при строительстве крепостей.
Примерами городов оборонного значения могут служить: Витри-ле-Франсуа (архитектор - итальянец Марино), Саарлуи, Анришмон и Монтобан.
Также к этому типу относится город Шарлевиль в Арденнах на реке Маас, который был заложен в 1608 г. и построен, скорее всего, архитектором Жаном Клеманом Метезо. Он отличается наибольшей продуманностью проекта и представляет собой квадратный в плане город, все элементы которого связаны в единое организованное пространство.
Город – резиденция.
Данный тип нового города характеризуется доминирующим значением резиденции/ дворца высокопоставленного человека, город же возникает в комплексе с ним и оказывается в пространственном, планировочном отношении подчиненным ему.
В качестве города-резиденции архитектором Жеромом Ситони в 1588 – 1611 гг. был построен Нанси (к югу от старого Нанси). Старый город имел средневековую нерегулярную планировку, узкие, неровные улочки, новый Нанси - прямоугольную сетку улиц. Между двумя городами была возведена крепостная стена, разделявшая их вплоть до XVIII века, когда два Нанси слились в единый город.
Другим примером города, построенного вокруг резиденции вельможи, является Ришелье в Пуату. Город возникает при замке кардинала Ришелье в 1638 - 1641 гг. Архитектором, спроектировавшим и город, и замок фактического правителя Франции при Людовике XIII, был Жак Лемерсье (1585 – 1654), который с 1637 года становится первым архитектором короля.
Здание дворца Ришелье имеет форму вытянутого прямоугольника и делится на главный корпус и флигели, образовывающие замкнутый прямоугольный двор с парадным въездом. По традиции замок-дворец был окружен рвом с водой. Перед резиденцией Ришелье простиралась открытая площадь, полукругом обходившая городскую стену, то есть, по сути, находившаяся за ее чертой. Сам облик здания с выделенными угловыми башнями напоминал о Средневековье. Резиденция Ришелье - нечто среднее между замком и дворцовым комплексом. Тем не менее, при слабом единстве всех элементов, Лемерсье создал сложную и строгую пространственно-объемную композицию, не похожую на постройки итальянского Ренессанса и барокко.
Город Ришелье - прямоугольник в плане с регулярной сеткой улиц и площадей. Так как замок вытянут в плане, композиция города строится не вокруг, а словно стягивается к нему, как к логической композиционной точке. Происходит это с помощью центральной оси - улицы, идущей от ворот замка и застроенной особняками придворных. Она разделяет город на две одинаковые части. Появление этой оси ознаменовало новый этап в развитии градостроительства Франции, так как в XVII веке (впервые после Античности) стали использовать планировочные оси в качестве стержня композиции городов. Принцип строгой симметрии подчеркнут двумя квадратными площадями, расположенными зеркально, - Пласе Рояль на севере, посвященная Людовику (ныне Пласе Релижьес) и Пласе Кардинал (ныне Рыночная площадь) на юге.
Перестройка старых городов
Многие французские города представляли собой хаотическую массу застройки средневекового типа. Перестройки старых городов начались еще в XVI в. В первой половине XVII века широко разворачивается деятельность по их облагораживанию, приведению к большему композиционному порядку и соответствию современным (тому времени) требованиям к обороне и уровню жизни.
Прежде всего, ведутся работы по прокладыванию прямых магистралей, возведению площадей геометрически правильных форм и созданию целостных городских ансамблей.
Именно площадь и прямые осевые улицы становятся главными элементами организации городского пространства.
Кроме того, оформлялся въезд в город: строились ворота, часто в форме триумфальных арок. Например, ворота Сен-Никола в г. Нанси, Нотр-Дам в г. Ришелье и др.
Другая тенденция времени – подражание градостроительным проектам, осуществленным в Париже. Так, в Монтобане повторили парижскую площадь Рояль, в Лионе была построена площадь Белькур (1609—1658).
Париж
Первые систематические «перепланировочные» работы в Париже начинаются в 1615 году. Строительство ведется в северо-западной части столицы: застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи, появляются новые мосты и расширяются границы города.
Итак, основные крупные работы:
Мосты
В связи с разрастанием города возникла необходимость соединить предместье Сент-Оноре с предместьем Сен - Жермен, расположившиеся противоположных берегах Сены. Еще с конца XVI в шло строительство Пон-Нефа (1578—1606), соединившего эти предместья. Пон-Неф отличался от средневековых мостов, так как на нем не было никаких построек, а по сторонам центрального проезда шли тротуары.
Другой мост — Мари (по имени его строителя), соединивший предместье Маре и остров Сен-Луи, возводился в 1610—1635 гг. и имел по сторонам от проезжей части четырех- и пятиэтажные здания.
Также в 1632 г. был поострен деревянный мост по линии дворца Тюильри (сгорел в конце XVII в. и был заменен каменным).
Дворцовые комплексы
На левом и правом берегу Сены строятся дворцовые комплексы - Люксембургский дворец и дворец Пале-Рояль (1624, архитектор Ж. Лемерсье).
Площади
С 1606 по 1612 гг. на правом берегу Сены строилась квадратная Королевская площадь (Площадь Вогезов) (сначала - Клод Шатийон, потом - архитектор Л. Метезо). На месте снесенного Турнельского замка. Длина сторон площади – примерно 140 м, образована рядами одинаковых домов.
Треугольная - площадь Дофина (заложена в 1605 г. – примерно до 1610 г.) в западной части острова Ситэ. Форма выбрана по очертаниям оконечности острова, где была расположена.
Таким образом, проявляется тенденция к строительству замкнутых площадей правильной формы.
В 1633—1636 гг. были изменены границы города. Западную часть с дворцами Лувр и Тюильри, кварталы по улицам Сент-Оноре и Ришелье окружила новая крепостная стена. Были созданы проекты возведения крепостных стен некоторых предместий: Сен-Жермен, Сен-Мишель, Сен-Жак, Сен-Марсель и Сен-Виктуар.
Кроме того, появляется идея оформить въезд в город. Саломон де Бросс и Шарль дю Ри создают проект ворот Сент-Оноре; но он не был осуществлен.
Париж всегда страдал от недостатка воды, поэтому требовалось устройство фонтанов. Однако, в отличие от Италии, здесь они оставались чисто хозяйственными сооружениями. Лишь некоторые фонтаны могут представлять художественный интерес. Например, фонтан Медичи в Люксембургском саду (1620-е гг., архитектор Саломон де Бросс, инженер Т. Франсин, скульпторы Оттен и Валуа) и фонтан Самаритянки (в виде скульптурной группы) на Пон-Неф.
Вторая половина XVII века
Во второй половине XVII столетия абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего могущества. Архитектура становится ведущим видом искусства, так как в силу своих особенностей могла в полной мере выразить идеи централизованной власти. Таким образом, в это время проявилась социальная роль архитектуры, ее возможность воплощать определенные идеологические посылы.
Не прекращается широкая градостроительная работа. Строятся новые города, обустраиваются уже существующие. В целом, развиваются тенденции и принципы, появившиеся в первой половине века. Классицизм приобретает характер сложившегося стиля.
Новые города и развитие старых городов
Во второй половине XVII в. во Франции продолжают строить города-крепости. Например, Брест, Рошфор, Лориан (на побережье Атлантического моря, города-порты), Сет (на Средиземном море).
Под руководством одного из самых значительных градостроителей и военных инженеров-фортификаторов Себастьяна Вобана появляются новые укрепленные города и перестраивается около трехсот старых. Среди них города Лонгви, Витри-ле-Франсуа и Неф-Брисак почти построены заново по принципам регулярности и имели в плане форму квадрата или восьмиугольника, окруженных укреплениями: стенами, рвами и бастионами. Их внутренняя планировка представляла собой геометрически правильную систему улиц и кварталов с площадью в центре.
Продолжается традиция строить города-резиденции. Наиболее значительным примером такого города в это время является Версаль. Выросший среди охотничьих угодий короля город, которому станет фактически столицей государства почти на сто лет, начинается со строительства дворца (Ж. Ардуэн-Мансар, потом – Луи Лево) в 1661 г. Далее Ленотром проектируется парк. Именно здесь в полной мере воплотились идеи идеального логически выверенного пространства. Версальский парк имеет ясную композиционную ось и лучевое расположение главных улиц. А. Ленотр положил в основу планировки Версальского комплекса идею трех лучевых улиц Рима, сходящихся к воротам дель Пополо. Композиция города двухчастная – собственно город и загородная часть.
Создавая столь грандиозные «улицы» и открытые парковые перспективы, Ленотр большое внимание уделил их расположению и членению таким образом, чтобы избежать монотонности.
Дополнения, совершенствования в Версале продолжаются и в следующем столетии.
Таким образом, в это время сильно развивается садово-парковое искусство. После осуществления Версальского парка и Елисейских полей в Париже принцип построения композиции с помощью главного стержня – оси и лучевой системы построения дорог получают во Франции всеобщее признание.
В разных городах Франции создаются новые крупные городские ансамбли и площади. Например, в Туре, По, Дижоне, Лионе и др.
Париж
В 1676 год архитекторы Академии Парижа Бюлле и Блондель составляют план перестройки и расширения столицы на северо-запад. На месте старинных укреплений были спроектированы озелененные "променады", которые положили начало будущим Большим бульварам.
Разворачивается деятельность по оформлению парадных въездов в город. Строятся ворота в виде триумфальных арок: Сен-Дени (Ф.Блондель, 1672), Сен-Мартен (П.Булле, 1674), Сен-Бернар и Сен-Луи.
Были предприняты работы также в западной части Парижа, тогда еще находившейся вне городской стены. В 1666 г. Ленотр спроектировал систему трех лучевых аллей, сходящихся у входа в парк Тюильри. По оси трезубца проходит луч Елисейских полей с деревьями в два ряда; с юга — аллея Кур-ля-Рен, уже существовавшая; с севера — аллея, которая должна была пройти через предместье Сент-Оноре (она не была осуществлена). Таким образом, въезд в Париж с запада должен был соответствовать въезду в Версаль. Ленотр изменил план Тюильри, сделанный Дюсерсо в 1579 т., с одинаковыми по ширине продольными и поперечными аллеями. Архитектор четко выделил ось симметрии в композиции - центральную аллею.
По проектам архитектора Жюль Ардуэна-Мансара создаются две крупные и значимые площади, посвященные Людовику XIV:
Вандомская (Площадь Людовика Великого) (1699–1701) – восьмиугольная (прямоугольник со скошенными углами).
При сооружении площади был выработан широко распространившийся затем тип фасада окружающих домов: арки на цокольном этаже, пилястры, объединяющие 2-й - 3-й этажи, и мансардный этаж под высокой кровлей. В центре композиции площади находилась конная статуя Людовика XIV работы скульптора Жирардона. Замкнутый, изолированный характер площади сохраняется, хотя в этом проекте делается попытка сделать площадь более открытым пространством, включенным в жизненную среду города, так как через главную ось проходит крупная магистраль.

Площадь Побед (1684–1687) – первая круглая в Париже.
Так же как и Вандомскую площадь, ее окружают однотипные здания, и центральной доминантой является статуя короля. Исключительность площади проявляется в ее не замкнутом характере, размещении на пересечении улиц, сходящихся к площади с разных сторон.
Таким образом, Ардуэн-Мансар заложил основы градостроительных тенденций в области сооружения открытых, тесно связанных с планировочной системой города архитектурных центров.
Другой пример удачного разрешения больших градостроительных задач Ардуэн-Мансаром является постройка церкви Дома Инвалидов (1693 - 1706). Этот собор стал завершающим этапом для крупного комплекса госпиталей, осуществленного по проекту Либераля Брюана (примерно 1635 - 1697).
Перед главным фасадом собора, расположенного на левом берегу Сены, расположилась большая площадь - Эспланада Инвалидов. Комплекс Дома Инвалидов строго симметричен. Он состоит из замкнутых четырехэтажных корпусов, образующих развитую систему прямоугольных и квадратных дворов. Во всем плане ясно прочитывается главная ось этого обширного ансамбля и единый композиционный центр - большой двор с купольным собором Инвалидов, которому подчинены остальные элементы.
Таким образом, XVII век становится эпохой широких градостроительных работ и задач, происходивших под контролем государства и связанных во многом с идеями абсолютной монархии. Французские архитекторы продолжают разрабатывать проекты «идеального города» и осуществляют перестройки в существующих городах для приведения их от средневековой стихийности к разумному композиционному порядку. Основная деятельность в этом плане была связана с прокладыванием улиц и магистралей, сооружением площадей и мостов. Репрезентативным целям служило строительство резиденций королей и высших сановников (например, Ришелье), а также оформления въездных ворот в город в виде триумфальных арок.
Список использованной литературы:
Искусство Франции XVII века. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Москва, 1969.

Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв. Под редакцией Бунина А.В., Каплуна А.И., Максимова П.Н. Москва, 1969.
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том I. Москва, 1979.
Основы территориально-пространственного развития городов: Учеб. пособие/ Городков А.В., Федосова С.И. Брянск, 2009.