Лекция по биологии Биология-наука о жизни.

СабаK / Урок № 1
СабаK жоспары / План урока

П‰н /Дисциплина_ « Биология »_________________________________

СабаKтыS такырыбы/Тема урока: «Биология – наука о жизни. Разделы биологии, их связь с другими науками »._________________________________________________________
СабаKтыS маKсаты /Цель урока
1.Білімдік /Образовательная
Понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ____________
2.ДамытушылыK /Развивающая
Развивать знание о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.____________
3. Т‰рбиелік/Воспитательная
Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью, охране окружающей среды.__

СабаKтыS т_pi /Тип урока
1.Урок изучения нового материала 2.3акрепление и совершенствование знаний, умений и навыков З. Целевое применение знаний, умений и навыков 4.Обобщение и систематизация усвоенного материала 5.Комбинированный б.Урок учёта и оценки знаний и умений
___________________________________________________________________________________
Jaрал-жабдыKтар, к™рнекі -кaралдар/ Оборудования, наглядные пособия
Плакаты___________________________________________________________________________

€діс-т‰сілдер/ Методы
1.Словесный 2.Наглядный 3.Практический 4.Исследовательский 5.Репродуктивный 5.Частично-поисковый 7.Объяснительно-иллюстративный 8.Проблемный 9.Эвристический

П‰н аралыK байланыс /Межпредметные связи
Экология, анатомия, физиология, география, внутренние болезни._____________________

СабаK барысы/Ход урока

СабаK кезеSдері /Этапы урока

Т.`йымдастыру- маKсаттыK кезеS/ организационно-целевой этап
Проверка готовности аудитории к лекции, внешнего вида студентов, отметка отсутствующих на лекции. Создание эмоционального настроя на восприятие изучаемого материала_____________

I.^й тапсырмасын тексеру /этап проверки домашнего задания

III ЖаSа білімді меSгеру /Этапы усвоения новых знаний

1. Понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.
2. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ____________________________________________________________

IV. ЖаSа білімді бекіту /этап закрепления новых знаний:
1. Дайте понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология._________________________________________________________________________
2. Дайте понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.______________________________________________________________________

V. ^й тапсырмасы бойынша м‰лімет беру кезеSі/ этап информации о домашнем задании:
1.Учебник М.Гильманов «Общая биология» стр. 3-4__________________________________


VI. Рефлексивті баCалау кезеSі, сабаKты Kорытындылау/рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов урока:
Сегодня Вы ознакомились с понятием о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология. Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии. ______________________________________________________

































Лекция № _1_

Тема:
«Биология – наука о жизни. Разделы биологии, их связь с другими науками ».
План лекции:
ППонятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.
Понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.
Биология наука о живых организмах, их многообразии, строении, развитии, значении и взаимосвязях с окружающей средой. В настоящее время на нашей планете насчитывается более 500 тыс. видов растений, около 2 млн. видов животных. Количество видов микроорганизмов еще больше, поскольку многие из них пока не описаны наукой. Развитие биологической науки шло по пути последовательного упрощения предмета исследований. Так возникли многочисленные биологические дисциплины, направленные на изучение структурно-функциональных особенностей определенных организмов.
Школьный курс биологии представляет собой совокупность различных биологических дисциплин, которые преподаются в определенной последовательности.
В 69 классах учащиеся знакомятся с теми разделами биологической науки, которые изучают строение и жизнедеятельность растительного, животного и человеческого организмов.
В 1011 классах изучаются общие закономерности, присущие строению, функциям и развитию всех живых организмов. Большое внимание уделяется изучению основ цитологии науки о клетке. Клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всех живых организмов. Более подробно рассматриваются вопросы, касающиеся наследственности и изменчивости организмов, т. е. основы генетики и связанной с ней селекции. Значительное место отводится также современным отраслям биологии, возникшим на стыке нескольких дисциплин, таким как молекулярная биология, биотехнология, генная и клеточная инженерия. Достижения этих наук имеют колоссальное значение в общественной и экономической сферах жизни человечества.
Биология изучает живые организмы на разных уровнях их организации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биогеоценотическом и биосферном. При исследовании растений, животных и микроорганизмов выясняется удивительная особенность: строение и химический состав клеток, их образующих, сходны между собой. Тем самым подтверждается единство происхождения всех живых организмов, что является основной закономерностью науки о жизни. Вот почему строение, состав и функции клетки необходимо изучать особенно внимательно.
Каждый организм тесно связан с окружающей его внешней средой. Между ними происходит непрерывный обмен веществ и энергий, от чего зависит жизнедеятельность клетки и всего живого организма.
Одним из важнейших свойств организма является способность к саморегуляции, которая позволяет сохранять постоянство клеточного строения, химического состава и физических свойств (например, у теплокровных животных независимо от изменений внешней среды температура тела остается постоянной). Эти особенности позволяют передавать признаки и свойства живых организмов от родителей к потомству, из поколения в поколение. Но под воздействием условий внешней среды потомство может изменяться, приобретая новые признаки и качества, отличные от родительских. И тогда их изучает наука генетика. Одна из важнейших задач генетики на сегодняшний день это использование во благо человека законов наследственности, внедрение научных открытий этой науки в народное хозяйство и в медицину.
Живая и неживая природа неразрывно связаны между собой. Обитатели земного шара образуют биосферу, которая вместе с неживой природой создает биогеоценоз (греч. bios "жизнь", гео "земля", koinos "общий"), т. е. "жизнь на общей территории". Например, зеленые растения благодаря фотосинтезу выделяют кислород, который используется всеми другими живыми организмами. Из остатков живых организмов после их отмирания, из продуктов их жизнедеятельности образуются почва и горные породы.
Знание биологических законов помогает людям в раскрытии "тайн" живых организмов и окружающей их внешней среды, разумном освоении лесов, водоемов, полей, недр и других богатств.
Защита и умножение природных богатств имеют огромное значение для будущего человечества. В нашей стране охрана природы рассматривается как важная государственная задача. Приняты законы об охране природы, созданы заповедники для редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Защита и умножение богатств родной природы являются гражданским долгом каждого человека. Необходимо помнить слова нашего великого предка Абу Насра аль-Фараби, приведенные в трактате "Книга мудрости": "Красота природы зависит от ее хозяина".
Знание общебиологических законов имеет неоценимое значение и в медицине. Для успешной борьбы с различными наследственными заболеваниями, и прежде всего с такими опасными для жизни людей, как онкологические, необходимо осуществление глубоких биологических исследований, изучение генетических механизмов их развития.
В последние годы на стыке биологии, химии и физики возникла и успешно развивается молекулярная биология, задачей которой является изучение процессов обмена веществ и энергии, происходящих в клетке на молекулярном уровне. В этой области уже есть ощутимые успехи, главные из которых раскрытие механизма наследственности и расшифровка кода ДНК. Благодаря достижениям молекулярной биологии успешно развиваются генная инженерия и биотехнология. Есть все предпосылки для того, чтобы в будущем были открыты многие тайны живой природы. Ведь не случайно XXI век называют веком биологии.


Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие о биологии, разделах биологии: ботаника, экология, цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, эмбриология, селекция, систематика, экология, общая биология.
2. Дайте понятие о теоретической основе медицины, ветеринарии, биотехнологии и биоинженерии.


Используемая литература:
1.Учебник М.Гильманов «Общая биология» стр. 3-4


Заголовок 115