Урок чтения во втором классе по теме С.А. Есенин. «Поет зима — аукает…», «Береза»


Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №1
отдела образования администрации города КировскоеУрок чтения
во 2 – А классе
Подготовила Петренко Л. А.,
учитель высшей категории,
учитель-методист,
отличник образования
2015
Тема: С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»
Цель урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотворениями
С.А. Есенина; продолжать формировать умение видеть образные
языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное
произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях;
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере
сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Ход урока
Организационный момент
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – а они учат вас!
Создание психологического комфорта. Разминка «Подари улыбку».
ІІ. Актуализация опорных знаний
Упражнения над усовершенствование навыков чтения
а) Речевая разминка
Ма-ма-ма-ма - пришла в гости к нам зима.
Ры-ры-ры-ры – мы катаемся с горы.
Ви-ви-ви-ви – ты снежинки тут лови.
б) «Разъедини слова»
Побелелиполятонкимльдомпокрыласьрека,уснула,каквсказкеходитзима, поглядываетпосторонамзапорошиласугробамилесипосылаетморозаморозом.
- Что мы прочли? (Текст). Докажите, что это текст.
- Какова главная мысль?
- Сколько в тексте предложений?
Беседа
- Над какой темой мы начали работать? («Люблю природу русскую. Зима»)- Чем прекрасно это время года?
- Как передал красоту зимы Ф. Тютчев в стихотворении «Чародейкою зимою»?
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.
ІII. Сообщение темы и цели урока
1. Беседа
-Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русскогопоэта.
(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)
Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
IV. Изучение нового материала. Работа над стихотворением «Поёт зима – аукает …»
1.Рассказ учителя.
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».
Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.
2.Словарная работа
мохнатый
баюкает
стозвоном
сиротливые
3. Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает...»
Понравилось ли вам стихотворение?
4.Чтение стихотворения детьми.
5. Работа по содержанию. Беседа
- Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?
Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
Что автор говорит об облаках?
Как поэт говорит о метелице? Как ещё можно назвать это явление? (Метель, вьюга…) Что это вы подобрали? (Синонимы)
Как поэт говорит о воробышках? Что он этим хотел показать?
Как поэт оживляет природу? (Зима поёт, аукает…)
Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору.)
Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
6. Словесное рисование картины
Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.
6.Выразительное повторное чтение детьми.
-Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать своеотношение к картинам зимы.
Физкультминутка
V.Работа над стихотворением «Береза»
Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.
Словарная работа
Кисти, кайма, бахрома
2.Первичное чтение стихотворения обучающимися.
-Похоже ли это стихотворение на сказку? Почему?
3. Чтение стихотворения обучающимися.
4. Беседа по содержанию.
- Как поэт описывает берёзу?
- О каком времени суток говорит автор? Найди строки.
- Понравилось ли вам стихотворение?
5.Выразительное чтение стихотворения.
-Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую березу.
6. Работа в парах.
- Найдите образные средства, которые употребляет поэт? (Метафоры, сравнение, олицетворение)
7. Рассматривание картины Грабаря «Февральская лазурь»
Красоту зимней природы передают не только писатели, но и художники, композиторы.
Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».
Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)
Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)
Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Понравилась ли вам картина? Чем понравилась картина?
Что можно сказать о художнике?
VI. Итог урока
- Что вам понравилось в уроке? Что бы вы хотели ещё узнать?
- С какими стихотворениями сегодня познакомились?
- Какие образные выражения запомнили?
VIІ. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение «Береза», читать выразительно «Поёт зима – аукает», нарисовать картину к стихотворению, которое больше понравилось