Олимпиада по химии (школьный тур). Тема Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Школьный тур олимпиады по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (8-9 классы)
Задание 1. За каждый правильный ответ 1 балл, итого 8 баллов.
Выберите правильный ответ.

1. Из следующего перечня найдите, какое свойство, характеризующее
атомы элемента, не изменяется периодически:

а) степень окисления,
б) атомный радиус;
в) заряд ядра;
г) окислительно-восстановительные свойства.

2. Атомы галогенов способны:
а) только присоединять электроны;
б) только отдавать электроны;
в) присоединять и отдавать электроны.
3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?
а) Число электронов на наружном слое. б) Атомный радиус. в) Электроотрицательность.
4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?
а) Число электронных слоев в атоме. б) Число электронов в наружном электронном слое. в) Атомные радиусы.
5. Побочные подгруппы составляют:
а) только металлы; б) только неметаллы; в) металлы и неметаллы.
6. Химический элемент, названный в честь России:
а) рутений;
б) полоний;
в) менделевий.
7. Химический элемент, увековечивший фамилию ученых-супругов:
а) берклий;
б) кюрий;
в) эйнштейний.
8. Химический элемент, существование которого предсказал Д.И.Менделеев:
а) кремний;
б) калий;
в) кальций.

1
2
3
4
5
6
7
8

в
в
б
а
а
а
б
а


Задание 2.
Предложите для элементов: кальций, углерод, алюминий, скандий, титан, бериллий и магний не менее трех классификаций, в основе которых лежат признаки, связанные с положением элементов в ПСХЭ
1. Составлены три классификации (по 1 баллу – итого 3 балла);
2. Указаны признаки, по которым сгруппированы элементы (по 2 балла – итого 6 баллов).
Итого: 9 баллов.

Задание 3.
Укажите соответствие между формулой вещества или иона и степенью окисления углерода в них
А) СаС2 1) -4
Б) СN- 2) -1
B) HCO3- 3) 0
Г) НС(О)Н 4) +2
5) +3
6) +4

Ответ. А-2, Б-4, В-6, Г-3.
Итого: 8 баллов

Задание 4.
При взаимодействии 1,11 г щелочного металла с водой образуется 0,16г водорода. Назовите этот металл.
Щелочной металл одновалентен. Записываем уравнение реакции.
2Ме + 2Н 2О = 2МеОН + Н2 (2 балла)
Находим количество водорода по условию задачи 0,16 г /2 г/моль= 0,8 моль (1 балл)
В соответствии с уравнением количества металла и водорода соотносятся как 1: 2, поэтому количество металла будет в два раза больше.
0,8 моль * 2= 0,16 моль (1 балл)
Определяем атомную массу металла
1, 11 г/ 0,16 моль = 7 г/моль (1 балл)
Находим по таблице Менделеева, что это элемент – литий. (1 балл)
Итого: 6 баллов

Задание 5.
СКАЗКА ( запишите цепочку превращений)
В нашем государстве « Химия» жили - были добрый молодец из рода « Металликус», да красна девица из рода «Неметалликус». Повстречались они как - то в парке. Понравились друг другу и заладилось дело у них к свадебке. А дело то не так обернулось. Аккурат на масленицу, как собралась молодёжь на праздник. Как водится хоровод с песнями водили, блины пекли, через костры прыгали. Вот подошла очередь прыгать невесте наречённой. Но только вознеслась она над костром, как вспыхнула синим пламенем и поднялась к небу облачком белым. Растерялись все, онемели. Бросился в безумном порыве за невестой своей жених молодой. И сгорел в огне, осталась от него лишь горсть землицы белой. Заголосил, заплакал честной народ видя такое горе, слёзы рекой потекли. Да и природа - матушка залилась дождём. И растаяло облако белое в проливном дожде, а землица белая воскипела жаром небывалым и слились они воедино. А как окончился дождь, то увидели все, что не бесследно пропали молодые: появилось дитя от их союза – славный сульфит кальция.

S + O2 = SO2 (2 балла)
2Са +О2 = 2СаО (2 балла)
SO2 + H2O = H2SO3 (2 балла)
CaO + H2O = Ca (OH)2 (2 балла)
H2SO3 + Ca (OH)2 = CaSO3 + 2H2O (2 балла)

Итого: 10 баллов



ИТОГО: 41 БАЛЛ
15