Урок по химии на тему Периодический закон и строение атома (урок обобщение) (8 класс)



(8 класс)
Учитель химии высшей категории
Алейникова Наталья Валерьевна
Ход урока.
Орг.момент Психологический настрой на урок (игра для учащихся «Комплимент»).
Основанная часть.
Учитель. Мы с вами продолжаем изучать одну из важнейших тем школьного курса химии «ПЗХЭ и ПСХЭ». Сегодня на уроке нам необходимо еще раз отработать навыки в составлении электронных формул атомов, научится составлять электронные формулы атомав побочных подгрупп, а также характеризовать химический элемент с точки зрения строения атома и его положения в ПСХЭ.
Блок заданий № 1. (время работы 10 минут)
Задание 1. (Индивидуальное задание для 2-х человек, выполняется у доски).
А) Первый слог – предлог известный. Б) Какой химический элемент
Слог второй трудней найти: состоит из двух животных ? Часть его составит цифра, (Мышьяк).
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое назвать,
Нужно вам металл назвать.
(Натрий).
Задание 2. (Задание выполняется в парах – 2 пары учащихся – за партами, а затем переносится на доску). Отгадав метаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Метаграмма.
Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
С Х – элемент металлический,
Ну а с Б – я уже неметалл.
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
(Хром и бром).
Задание 3. (Задание выполняется учащимися в группах). Работая в группе, необходимо ответить на вопросы. Каждый должен ответить на 2 вопроса. За каждый правильный ответ -1 балл, за дополнение – 0,5 балла. В конце работы подсчитайте количество баллов и проставьте их напротив каждой из фамилии в маршрутном листе.
Вопросы: 1. Современная формулировка периодического закона химических элементов.
2. Что общего в строении атомов всех химических элементов ? 3. Что общего в строении атомов химических элементов расположенных в одном и том же периоде ? 4. Что общего в строении атомов химических элементов расположенных в одной подгруппе?
5. Как определить предельное число электронов на одном энергетическом уровне ? 6. Как определить предельное число электронов на s-, p-, d-, f – подуровнях ? 7. Чем отличается ядерная реакция от химической ? 8. Что такое изотоп ? 9. Что такое химический элемент с точки зрения строения атома ? 10. Что показывает порядковый номер химического элемента ? 11. Что показывает номер периода, в котором расположен химический элемент ?
12. Что показывает номер группы, в которой расположен химический элемент ?Блок заданий № 2. (время работы 10 минут)
Задание 1. У доски озвучивается задание 1 из первого блока. После ответа у доски ученики из класса задают им дополнительные вопросы.
Задание 2. У доски выполняется задание из первого блока.
Задание 3. (Задание выполняется учащимися в группах, ученики, работавшие до этого у доски, исполняют роль консультантов). Составить электронные формулы атомов.
( 1-я группа: P, Ca, Ar, C; 3-я группа: N, S, Mg, Ga;
2-я группа: K, Cl, Kr, F; 4-я группа: O, Ge, Ne, Al.)
Блок заданий № 3. (время работы 10 минут)
Задание 1. У доски озвучивается задание 2 из второго блока. После ответа у доски ученикам задаются дополнительные вопросы.
Что такое s, p, d, f- элементы ?Чем отличается строение атома металла от неметалла ?Что такое валентные электроны ?В чем причина периодичности изменения свойств элементов ?Учитель. (на примере ванадия и технеция объяснить заполнение орбиталей элементов побочных подгрупп).
Задание. Два ученика у доски записывают строение атомов и составляют электронные конфигурации элементов Fe и Y. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
(Ученики подводят итоги, подсчитывая баллы за урок, учитель формирует группы для второго урока – вариант С-1 группа, вариант В – 3 группы, вариант А – 1 группа).
Работа ведется в группах и в парах по дифференцированным заданиям. Время работы 10 минут.
Уровень А
Работая в паре, выполните 3 задания, затем самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов.
1-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по
положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
А) H, He, Ne, Ar. Б) H, Li, Be, B.
Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
126 Э, 14 6Э, 12 5Э, 13 6 Э.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже,
находятся в 3-м периоде.
А) +5 2) 3)
Б) +13 2) 8) 3)
В) +17 2) 8) 7)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
2-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по
положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
А) S, Te, Mo, Se. Б) Ca, Mg, Si, Na.
Задание2. Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса равна 23 и ядро
содержит 11 протонов.
5123 V, 11 5B, 23 11Na, 24 12 Mg.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже,
находятся в главной подгруппе IIгруппы.
А) +2 2)
Б) +4 2) 2)
В) +10 2) 8)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
3-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по
положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
А) Fe, Co, Ni, Ar . Б) F, Cl, Mn, Br.
Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
189 F, 40 20Ca, 91 40Zr, 40 18 Ar.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже,
находятся в 2-м периоде.
А) +5 2) 3)
Б) +13 2) 8) 3)
В) +7 2) 5)
Г) +10 2) 8)
Индивидуальные вопросы: 1. Что называется периодом? Как изменяются свойства химических элементов в периоде?
2. Что называется группой, подгруппой? Как изменяются свойства химических элементов в
главных подгруппах?
3. Что называется химическим элементом, изотопом?
4. Из каких частиц состоят атомы?
5. Что такое энергетический уровень?
6. Что называется орбиталью, виды орбиталей.
Уровень В
Работая в группе в течении 10 минут, вставьте пропущенные слова в текст.
Задание: работая в группе, внимательно прочитайте текст, впишите пропущенные слова, формулы.
1. Структура периодической системы химических элементов.
В настоящее время известно _________ химических элементов. Из них около _____ проявляют металлические __________, а около _______ - проявляют ________ свойства. В каждой клеточке периодической системы приведены: название элемента, ________, _________. Относительные атомные массы многих элементов взяты в квадратные скобки потому, что ______________________________________________________________.
Названия и химические знаки некоторых элементов также взяты в скобки, так как _________________________________________________________________________.
За пределы периодической системы вынесено _____ химических элементов. Это элементы № ____ - ____ , образующие семейство __________________ , и элементы № ____ - ____ , относящиеся к семейству __________________ . С учетом строения атомов, эти элементы относятся к ___ - ________________ , так как заполнение электронами в атоме происходит ______________________________ .
Периодическая система состоит из ________ периодов, в т.ч. ________ малых и ____ __________ . Последний период называют также _______________ , поскольку ______________________________.
Номер периода, в котором находится элемент, указывает на число _________ __________ в ______ этого химического элемента.
Периодическая система разделена на _______ групп. Это число также не случайно. Оно определяется _______________________________________________________________.
Каждая группа элементов подразделяется на _______________ и __________________ __________.
В состав главных подгрупп входят элементы, __________________________________________________________________________.
В состав побочных подгрупп входят элементы, __________________________________________________________________________.
2. Строение атома.
Согласно исследованиям в атоме можно выделить _________ и движущиеся вокруг него ___________ . Э. Резерфорд показал, что атом имеет __________ заряд.
В ходе дальнейших исследований установили, что ядро состоит из __________, имеющих _______ заряд, и _________, имеющих _________________ заряд. Сумма этих элементарных частиц соответствует _____________ ___________ ___________ химического элемента.
3. Состояние электрона в атоме.
Электрон – это элементарная частица, имеющая ____________ заряд.
Особенностью движения электрона вокруг ядра является то, что оно не имеет определенной траектории, моделью его движения является «________ _______» или __________. ____________ различаются не только размером , но и формой. Различают _, _, _, и _ - электронные облака. Совокупность орбиталей одной формы называют ______________ _____________ . Орбитали с близким значением энергии составляют __________ ___________.

Уровень С.
Внимательно прочитайте текст и составьте схемы строения и электронные конфигурации следующих химических элементов с порядковыми номерами 44, 46, 59.
Блок заданий № 1. Задание 2. Отгадав мегаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Мегаграмма.
Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
С Х – элемент металлический,
Ну а с Б – я уже неметалл.
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
Блок заданий № 1. Задание 2. Отгадав мегаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Мегаграмма.
Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
С Х – элемент металлический,
Ну а с Б – я уже неметалл.
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов.
1-я группа: P, Ca, Ar, C.
Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов.
2-я группа: K, Cl, Kr, F.
Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов.
3-я группа: N, S, Mg, Ga. Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов.
4-я группа: O, Ge, Ne, Al.
Уровень А
Работая в паре, выполните 3 задания, затем самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов.
1-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от
остальных по положению в периодической системе химических элементов. Например,
среди элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе,
а остальные в главной.
А) H, He, Ne, Ar. Б) H, Li, Be, B.
Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
126 Э, 14 6Э, 12 5Э, 13 6 Э.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены
ниже, находятся в 3-м периоде.
А) +5 2) 3)
Б) +13 2) 8) 3)
В) +17 2) 8) 7)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
Уровень А
Работая в паре, выполните 3 задания, затем самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов.
2-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от
остальных по положению в периодической системе химических элементов. Например,
среди элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе,
а остальные в главной.
А) S, Te, Mo, Se. Б) Ca, Mg, Si, Na.
Задание2. Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса
равна 23 и ядро содержит 11 протонов.
5123 V, 11 5B, 23 11Na, 24 12 Mg.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены
ниже находятся в главной подгруппе II группы.
А) +2 2)
Б) +4 2) 2)
В) +10 2) 8)
Г) +20 2) 8) 8) 2)
Уровень А
Работая в паре, выполните 3 задания, затем самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов.
3-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от
остальных по положению в периодической системе химических элементов. Например, среди
элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а
остальные в главной.
А) Fe, Co, Ni, Ar . Б) F, Cl, Mn, Br.
Задание2. . Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса
равна 40 и ядро содержит 18 протонов.
189 F, 40 20Ca, 91 40Zr, 40 18 Ar.
Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены
ниже, находятся в 2-м периоде.
А) +5 2) 3)
Б) +13 2) 8) 3)
В) +7 2) 5)
Г) +10 2) 8)
Индивидуальные вопросы: 1. Что называется периодом? Как изменяются свойства химических элементов в
периоде?
2. Что называется группой, подгруппой? Как изменяются свойства химических
элементов в главных подгруппах?
3. Что называется химическим элементом, изотопом?
4. Из каких частиц состоят атомы?
5. Что такое энергетический уровень?
6. Что называется орбиталью, виды орбиталей.