Подготовка к ГИА по обществознанию: Сфера духовной культуры


ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культурывопросы кодификатора - Сфера духовной культуры и ее особенности- Наука в жизни современного общества- Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации- Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести- Мораль- Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Сфера духовной культуры и ее особенности Под культурой в узком смысле понимается: Сфера, объединяющая искусство,религию, науку, образование,мораль Исторически обусловленныйуровень развития общества Культура личности – степень восприятия индивидом культурыобщества Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные идеологии; научные знания;ценности; нормы поведения. Виды культуры Материальная Духовная техника; производственный опыт; материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека. Сфера духовной культуры и ее особенности Формы культуры Элитарная Народная Массовая Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения. Сфера духовной культуры и ее особенности Изобразительное искусство Мастерство Творческая деятельность Искусство Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах. Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры?стремление получить истинное знаниеиспользование художественных образовопора на представления о добре и злеотражение окружающего мира Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности. Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры?стремление получить истинное знаниеиспользование художественных образовопора на представления о добре и злеотражение окружающего мира Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.верно только Аверно только Бверны оба сужденияоба суждения неверны Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка) Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ:1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании;7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка) Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Система образования РФ Дошкольноеобразование Общееобразование Профессиональ-ноеобразование - начальное (1-4 кл.); основное (5-9 кл.); среднее (полное) 10-11 кл.). начальное; среднее; высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.) Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?начальное профессиональное образованиеосновное общее образованиеполное (среднее) общее образованиесреднее профессиональное образование Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка) Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Типологиярелигий Архаические Национальные Мировые Буддизм ХристианствоИслам Монотеисти- ческие Политеисти-ческие ТотемизмАнимизмФетишизммагия ИудаизмСинтоизм ДаосизмИндуизм Признаки мировых религий (справка) Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка) Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии?А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.Б. Религия устанавливает определённые правила поведения.верно только Аверно только Бверны оба сужденияоба суждения неверны Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали:мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;всеобщий характер;действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций. Мораль Долг Зло Совесть Добро Основные категории морали Основные категории морали (справка) Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления:1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка) Мораль Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения…….Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики. Мораль Могут быть приведены следующие характеристики:неписаные законы (им подчиняются все, как должному);стихийный характер формирования;мера требований общества к людям;мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения.Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гуманизм в широком смысле в узком смысле Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.