Элективный курс по инженерной графике


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»
Элективный курс по инженерной графике
«Компьютерная программа
КОМПАС-3D LT, ADEM»
10-11 класс

Составил: учитель ИЗО и
черчения Т.Г. Барило
г. Нижневартовск, 2012г.
Пояснительная записка
Целью данного курса является обучение лицеистов графической грамоте и графической культуре. В результате изучения курса обучающиеся должны научится анализировать форму предметов по их чертежам, наглядным изображениям и разверткам; читать чертежи несложных деталей и выполнять их наглядные изображения средствами ручной и компьютерной графики.
Программа «КОМПАС-3D LT», «ADEM» - графический пакет, предназначенный для любого специалиста, работающего с проектной графикой и документацией. Данная версия программы ориентирована на работу, как с двумерными, так и с трехмерными объектами
Эта графическая программа помогает развивать у обучающихся образное мышление, творческие способности, логику, фантазию. На занятиях обучающиеся учатся изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линии, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнают, как правильно оформить чертеж, проставить размеры и работать с трехмерной графикой.
Ученики осваивают терминологию, способы построения того ли иного изображения, способы решения задач.
Важнейшими задачами курса являются: развитие образного и пространственного мышления учащихся; воспитании аккуратности и самостоятельности в процессе проектирования.
Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Компьютерная графика» включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая графический редактор компьютерной программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM».
Целью программы является приобщение обучающихся к графической культуре — совокупности достижений человечества в области освоения и применения ручных и машинных способов передачи графической информации. Формирование у обучающихся целостного представления пространственного моделирования и проектирования объектов на компьютере, умения выполнять геометрические построения на компьютере. Создание собственных моделей. Развитие образного пространственного мышления учащихся.
Основные задачи программы:
Систематизировать подходы к изучению предмета;
Сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием трехмерных и плоскостных моделей объектов;
Показать основные приемы эффективного использования систем автоматизированного проектирования;
Сформировать логические связи с другими предметами (геометрией, черчением, информатикой) входящими в курс среднего образования;
Дать обучающимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений с помощью программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;
Дать понятие математического описания геометрического объекта;
Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами, библиотеками «КОМПАС-3D» «ADEM»;, ;
Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа читать и выполнять эскизы и чертежи деталей;
Познакомить с методами и способами хранения графической информации с помощью компьютера, дать понятия графических примитивов, алгоритма построения геометрических объектов;
Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями.
Изучить порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления
графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.
Получение начальных навыков профессиональной деятельности по профессиям чертежник, чертежник-конструктор.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;
Основные понятия компьютерной графики.
Способы визуализации изображений (векторный и растровый).
Математические основы компьютерной графики.
- Основные принципы моделирования на плоскости;
- Основы трехмерного моделирования и проектирования
Основные средства для работы с графической информацией.
Порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять построение геометрических примитивов
Выполнять установку Локальные и Глобальные привязок
Производить построение геометрических объектов по сетке
Использовать различные способы построения сопряжений в чертежах деталей в программе «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;
Выполнять построение трехмерных моделей многогранников
Выполнять трехмерное моделирование тел вращения в программе «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№п/п Дата Темы Количество учебных часов
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере 1
Основные понятия компьютерной графики 1
Назначение графического редактора «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;Запуск программы 1
Основные элементы рабочего окна программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;Основные панели «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; 1
Изменение размера изображения 1
Выбор формата чертежа и основной надписи 1
Построение геометрических примитивов 1
Команды ввода многоугольника и прямоугольника 1
Изучение системы координат 1
Выполнение работы «Линии чертежа» Задания для самостоятельного выполнения Творческий проект "Типы линий» 1
Понятие привязок 1
Конструирование объектов 1
Редактирование чертежа 1
Отмена и повтор действий. Выделение объектов 1
Удаление объектов 1
Усечение объектов 1
Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов 1
Копирование объектов при помощи мыши 1
Команды «сдвиг», «поворот» 1
Команда «Масштабирование» 1
Команда «Симметрия» 1
Команда «Копия» 1
Построение геометрических объектов по сетке. Задание для самостоятельного выполнения Творческий проект "Построение терема из простейших геометрических тел» 1
Алгоритм построения прямоугольника по сетке 1
Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке» 1
Выполнить чертеж детали в трех проекциях, при помощи сетки 1
Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. 1
Построение сопряжений в чертежах деталей в программе «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; 2
Построение детали подвески по заданным размерам с использованием сопряжений 1
Построение детали державки по заданным размерам с использованием сопряжений 1
Построение детали «крюка». 1
Построение детали «подвески» 1
Задание для самостоятельного выполнения Творческий проект "Часовой механизм» 1
Задание для самостоятельного выполнения Творческий проект "Сопряжение декоративной вазы» 2
Итого 35
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п Дата Темы Количество учебных часов
1. Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Запуск программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»;Типы документов «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; 1
2. Основные элементы рабочего окна программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; 1
3. Строка состояния объектов 1
4. Управление окном Дерева построения 1
5. Построение трехмерной модели параллелепипеда 1
6. Построение трехмерных моделей правильных многогранников 1
7. Упражнение№1:Трехмерная модель куба 1
8. Упражнение№2:Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид 1
9. Упражнение№3:Построение трехмерной модели трехгранной призмы 1
10. Упражнение№4: Построение трехмерной модели трехгранной пирамиды 1
11. Выполнить трехмерную модель восьмигранной призмы с параметрами 1
12. Выполнить трехмерную модель девятигранной пирамиды с параметрами 1
13. Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию 1
14.-15. Самостоятельные задания по теме. Творческий проект Упражнение№1: «Трехмерная модель цилиндра».
Упражнение№2: Т»трехмерная модель конуса» 2
16. Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии 1
17. Упражнение№3: Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии 1
18. Моделирование сложного геометрического объекта 1
19. Операции программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; «Приклеить выдавливанием» 1
20. Операции программы «КОМПАС-3D LT», «ADEM»; « Вырезать выдавливанием» 1
21. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям 1
22. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям 1
23. Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта 1
24. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра 1
25. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра 1
26. Построение трехмерной модели детали «Стойка» 1
27. Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям») 1
28. Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям» 1
29. Задание№1:Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры (Уровень 1) 1
30. Задание№2:Построить «по сечениям» трехмерную модель абажура по трем видам (Уровень 2) 1
31. Задание№3:Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников 1
32.-33. Самостоятельные задания по теме Творческий проект Построение «Сечение конус» 2
34.-35. Самостоятельные задания по теме Творческий проект «Трехмерное моделирование» 2
Итого 35
Список литературы и сайтов
А.А.Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А.Фарафонов. КОМПАС-3D v.5.11-8.0 Практикум для начинающих (с компакт-диском). – М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс *Профильное обучение»)
Потемкин А.Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. – С-П: БХВ-Петербург 2004г.
КОМПАС-ГРАФИК. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.
КОМПАС -3D. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.
КОМПАС-3D LT V7,«ADEM»; .Трехмерное моделирование. Практическое руководство 2004г.
Программы общеобразовательных учреждений «Черчение». – М. «Просвещение» 2000г.
Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». – М. «Просвещение» 2000г.
Программа профессионального обучения для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Третьяк Т.М., Фарафонов А.А. М.РЦИТ 2004г.
http://kompas-edu.ru Методические материалы размещены на сайте «Компас в образовании»
http://www.ascon.ru. Сайт фирмы АСКОН.