Презентация. Лингвистический анализ рассказа Л.Н. Толстого После бала


«Лингвистический анализ рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Исследовательский проект по литературе на тему «Лингвистический анализ рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Выполнила ученица 10 «А»класса МОУ СОШ п. Знамя Октября Любимова Ольга Руководитель: Сафронова Светлана Анатольевна2011-2012 учебный год Цель и задачи . Цель:изучения рассказа Л.Т.Толстого «После бала» посредством лингвистического комментария Задачи: 1)Способствовать правильному пониманию текста;2)помочь осмыслить сюжет и идею произведения ;3) показать художественные средства,использованные автором ; 4)обратить внимание учащихся на некоторые особенности языка писателя,его художественные манеры;5)Сделать выводы и выработать рекомендации. 1.Введение .2Цель и задачи .3.История создания рассказа Л.Н.Толстого «После бала» .4Компазиция рассказа .5Главные герои : а)автор (Иван Васильевич );б)Варенька ;в)полковник.6.Лингвистические комментарий:А)СловаБ)ФразыВ)Цветовая гамма7.Вывод и рекомендации.8.Источники информации Рассказ Л.Н.Толстого был написан в последний период творчества, в 1903, г.В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». Рассказ не содержит большого количества сведений, которые были бы нам непонятны.Однако в рассказе автор применяет различные художественные средства, для выражения, это - своеобразный стиль , отбор лексики, особое словоупотребление и использование различных синтаксических конструкций и поэтических фигур. Произведение поражает контрастностью, яркостью и самобытностью образов героев. На примере образов главных героев произведения мы увидим, какими же художественными средствами пользовался автор, чтобы помочь нам осмыслить сюжет и идею произведения. Главные герои Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго , «Действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. Он кратко характеризуется в начале: « Так заговорил всем уважаемый Иван Васильевич… рассказывал он очень искренно и правдиво». В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Варенька, безусловно, была его первой и самой настоящей любовью. Но после того как главный герой увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Вареньки и отказался от мысли о женитьбе. «Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.» Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами»Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.«…шел втягивал в себя воздух, раздувая щеки, медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…» Отрывок № 1. «Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны» «Пюсовое платье» «темно-коричневое платье», от французского «блоха» Фероньерка «Налобное украшение с камнем» Отрывок № 2 «— Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то что не безобразен, а вы были красавец.— Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера» «Дагерротипный портрет»- Фотография, названная вначале по имени ее изобретателя – французского художника и физика Дагерра «Камергер»- Придворный чин старшего ранга Отрывок № 3 «Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне» «не угадывала моего качества»- Речь идет о провинциальном обычае того времени: на балу к даме подходили мужчины и называли ей загаданные ими слова: чье слово дама угадывала, с тем и шла танцевать. Отрывок № 4 «— Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr , хороший был писатель, — на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймете..» «бронзовые одежды» «надежное средство защиты», речь идет о защите чести женщины Альфонс Карр французский писатель-сатирик ХIХ Помимо незнакомых и непонятных для нас фраз и слов Л.Н.Толстой весьма интересно употребляет прилагательные, обозначающие цвет. В рассказе встречаются всего четыре таких прилагательных: белый, черный, розовый красный. На основе этих цветовых гамм автор создает резкий контраст между двумя частями рассказа. Первая часть рассказа мажорная, и здесь соответствующие цвета: белый и розовый «белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника…» Во второй части рассказа употребляются прилагательные – черный и красный, что очень символично. В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество. «увидел что-то черное; солдаты в черных мундирах» «что-то пестрое мокрое, красное – это спина наказываемого» Исследуя поэтику рассказа, я сделала важный вывод, обратив внимание на характер повествования в каждой части рассказа. В первой части «сцена бала описана человеком, для которого все это- далекое прошлое», события излагаются строго последовательно, с отступлениями. Во второй части это «уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит». Действие развивается «по спирали», все время возвращаясь. Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике. Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Рассказ «После бала» Л.Н.Толстого написан в особой манере, особенным языком, но именно это позволяет нам лучше понять идею произведения, осмыслить сюжет и увидеть различные художественные средства, используемые автором. 1. Голубков В.В. «Методика преподавания литературы». Москва, 1962 ,стр. 137-140 (методические рекомендации к изучению рассказа «После бала»).2. Рыбников М.А. «Избранные труды». Москва, 1959 , стр. 323-340.3. Рыбников М.А. «Очерки по методике литературного чтения». Москва, 1985 , стр.109-124. 4. «Разбор рассказа Л.Н.Толстого «После бала».